С первого до последнего дня

tc37_5f3
Житель города Новолукомля, энергетик с почти полувековым стажем Николай Филиппович Скуратов – участник Сталинградской битвы. Освобождал Таганрог, Киев, Одессу, Харьков. Боевой путь механика 284-го полка скоростных бомбардировщиков завершился в Японии. Его боевые заслуги отмечены орденами Красной Звезды и Отечественной войны 2-й степени, медалями «За боевые заслуги», «За оборону Сталинграда», «За взятие Кёнигсберга», «За победу над Германией». Ветеран, которому в нынешнем году исполняется 95, – один из немногих в когорте защитников, доживших до светлого праздника, знавший войну с первого до последнего дня. Встречая семидесятилетие Великой Победы, он вспоминает, каким нелёгким был путь к ней.
…. Меньше года прошло с тех пор, как выпускника Серпуховского военного училища Николая Скуратова назначили механиком в 284-й полк скоростных бомбардировщиков. Дни службы летели незаметно. Всего четыре дня осталось молодому старшине, чтобы получить первый отпуск, поехать в родную Беларусь, увидеть близких. Некоторые сослуживцы уже наслаждались отдыхом. Все думали о мире и тогда, когда до войны оставалась всего одна ночь.
Чуть забрезжил рассвет. Казалось, до подъёма ещё не один час приятных сновидений. И вдруг взрывы, огонь, грохот. Разбуженные бойцы не сразу поняли, что произошло, а, прозрев, не хотели верить: на их землю пришла война. Аэродром в Прилуках бомбили 22 июня 1941-го. Первым боевым крещением несостоявшегося отпускника стало уничтожение немецкого десанта. Дальше – путь до Сталинграда в небе над Родиной, охваченной пламенем войны.
Отступали с боями, теряли друзей и технику. Прекрасно зарекомендовавшие себя на финской войне самолёты в это время уже значительно уступали немецким. В боях за Сталинград судьба воина-белоруса тесно переплелась с судьбами сотен защитников. Не понаслышке знает ветеран об отважной лётчице Марии Расковой, эскадрильи «Нормандия-Неман». Любит вспоминать свои встречи со знаменитым авиаконструктором В. М. Петляковым. Именно самолёт его конструкции «ПЕ-2 » был взят на вооружение в период Сталинградской битвы. За новыми машинами для авиаполка в Казань, где в это время находился опальный учёный, был командирован механик Скуратов. Самолёт прекрасно зарекомендовал себя у волжской твердыни и считался до конца войны непревзойдённой боевой авиационной техникой. На этой машине вместе с командиром наш земляк последний раз после разгрома и пленения Паулюса пролетел над Сталинградом. Над городом возвышалась только одна уцелевшая труба.
Дальше был путь на Запад. Четыре года отважный воин ничего не знал о судьбе близких. И вот во время перелёта в одном из московских госпиталей встретил родного брата. Пролетая над родным селом Неклюдовка в Толочинском районе сбросил весточку родным о том, что жив. Односельчане нашли сумку с посланием и передали родителям. Боевой путь Николай Филиппович Скуратов закончил в Японии.
Гордятся ветераном дети, внуки, и правнуки и не устают благодарить его за мирное небо, подаренное в сорок пятом.

Ирина ТОРБИНА.

One thought on “С первого до последнего дня

  • 08.01.2016 в 18:05
    Permalink

    Н.Ф. Скуратов-мой родной дядя. Мне приятно,что в Белоруси так же почитают Ветеранов ВОВ,как и в России. Я горжусь и очень люблю своего дядю! Здоровья и многие лета я хочу ему пожелать!

    Ответ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *