Трёхмесячная узница

tc;

t
Война никого не щадила. Даже самых маленьких, едва появившихся на свет.

Жительница Новолукомля Валентина Бриткина (в девичестве Павлова) родилась в Могилёве в октябре 1943-го. В семье тружеников металлургического завода Александра и Татьяны малышка стала вторым ребёнком. Был ещё старший сын. Жили под немецкой оккупацией. А фашисты то и дело искали кандидатов на угон в Германию. Причём на рабский труд отправляли целыми семьями. Не миновала эта участь и семью Павловых. В январе 44-го Александр и Татьяна с маленьким сыном Толиком на руках и трёхмесячной Валюшей вынуждены были собирать нехитрые пожитки и садиться в товарный вагон. Путь лежал на запад. Вместе с ними увозили и соседей. Улица Индустриальная, на которой когда-то счастливо жили в мире и согласии, как будто осиротела…

– Мой брат был нормальный, разговаривал, слышал хорошо, –  со слезами на глазах рассказывает Валентина Бриткина. – Из-за того, что нагляделся в плену, под бомбёжками лишился дара речи и слуха. Стал глухонемым. И прожил так всю жизнь. Родителям  пребывание в концлагере здоровья тоже не прибавило. Отец ушёл из жизни на шестом десятке. И мать долгожительницей не стала. Побывали ведь в настоящем аду.

Супруги Павловы вместе с детьми находились в Германии до апреля 1945-го. Отец работал на красильной фабрике. Мать, учитывая обстоятельства, поначалу трудиться не заставляли. Но  один из немцев выразил недовольство тем, что женщина с двумя детьми на руках не задействована на работах. Повели Татьяну в комендатуру. Земляки сумели предупредить главу семейства. Тот сорвался с рабочего места, прибежал и кое-как супругу и ребят отстоял.

Судьба уберегла их. Дождались освобождения. Из гитлеровского плена их вызволили американцы. Иностранные солдаты казались тогда настоящими спасателями. Родителям Валентины даже предлагали отправиться за океан. Но они и мысли такой не допускали. Хотели лишь одного – побыстрее оказаться дома. Путь в родной Могилёв был довольно тернистым. Предстояло пройти фильтрационный лагерь, потом их передали советской стороне. Там ждали проверки. Но всё закончилось благополучно. Измождённые и хлебнувшие горя, они вернулись домой.

Родители вновь пошли работать на металлургический завод. Поселилась семья в бараке. Маленькая Валентина подрастала. Мама хоть и нехотя, но рассказывала, что пережили. Может, что и утаивала. В любом случае без слёз её слушать было нельзя.

И сейчас новолукомчанка Валентина Бриткина вспоминает рассказы мамы и плачет. Время не может заглушить  боль. Малолетняя узница фашистских концлагерей хранит старую фотографию, сделанную ещё в Германии. На ней  девчонка,  которой нет ещё и двух лет от роду…

Валентина в 19 лет уехала из родного Могилёва по комсомольской путёвке в Саратовскую область. Там познакомилась с будущим мужем. Избранником, к слову, оказался земляк. Пара вернулась в Беларусь. Судьба занесла их в Новолукомль. Супруг – зубной врач по профессии.  Жена устроилась кассиром в кинотеатр. Потом перешла на работу во вневедомственную охрану. Этой службе отдала два десятка лет.

Давно Валентина Александровна находится на заслуженном отдыхе. Её хобби – бисероплетение.  Многие работы рукодельницы – настоящие произведения искусства. Особенно серия вышитых икон. Святые лики украшают скромную квартиру. И создают в жилище особую ауру. Здесь каждый чувствует себя тепло и уютно. Настоящий Храм души.

Юрий АЛЕКСАНДРОВИЧ.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *