Палик узнал семнадцатилетним

В апреле Михаил Адамович Цапко отметил 90-летие. Не каждому человеку выпадает всю жизнь прожить там, где и родился. Именно так сложилась судьба долгожителя из деревни Пуськи.
Нетрудно представить, как любили жизнь старшие Цапко, выбравшие столь живописное место для родового гнезда. Плеск озёрной волны, шелест листвы и необозримое луговое раздолье вокруг. Кто-то век скоротает, а такой красоты не увидит. Из окон дома Цапко наслаждаться ею можно с утра до вечера.
Трое сыновей и дочерей подрастало в крестьянской семье. Младший Михаил появился на свет в 1927-м. Всем шестерым родители желали счастливой доли. Но человек предполагает, а Бог располагает. Одну из девочек похоронили в младенческом возрасте. Судьбы остальных опалила война.
До сих пор в памяти долгожителя визиты оккупантов в деревню и начло организации патриотической борьбы. Постоянно навещали Пуськи отважные партизаны леоновской бригады, уроженцы Карачаево-Черкессии Лёнька и Колька Чёрные, их лошади нередко стояли в пуне у Цапко. С начала оккупации в Пуськах проживало немало так называемых приписников — красноармейцев, попавших в окружение и отбившихся от своих бригад. Именно на них делалась ставка при формировании партизанских отрядов. Кадровые военные в свою очередь присматривали молодёжь, на которую могли опереться. В поле зрения приписников попал и подросток Михаил Цапко. Забрать его в партизанский отряд решили в апреле 1944-го, когда парню уже исполнилось17.
Время было непростое. Неприятельское кольцо вокруг бригады Кирилова, в составе которой находился Михаил, сужалось. В партизанском лагере молодёжь обучали искусству боя, владения оружием. Обучение получилось непродолжительным: пришлось уходить в ушачские болота, на Палик.
Мемориальный комплекс «Прорыв» для Михаила Адамовича Цапко — не просто памятник истории. Прорыв — боль пережитого. Вместе с отрядом семнадцатилетний паренёк пробирался сквозь шквал огня с земли и неба для соединения с Красной Армией. Казалось, горела даже вода. Не всем удалось дойти. После прорыва Михаила Адамовича отправили на срочную военную службу. Пятилетка рядового ракетных войск началась уже в мирной стране.
А два старших брата, Павел и Виктор, продолжали воевать на подступах к столице Германии. Они переписывались и договорились встретиться в Берлине после Победы. Но дожить до неё посчастливилось только Павлу. Виктор погиб 8 марта 1945-го. Вся послевоенная жизнь Павла была связана с армией. Военную карьеру завершил в чине полковника.
Михаил после демобилизации возвращается в родные места. Всякая работа спорилась в руках трудолюбивого сельчанина. Строил, возделывал поля, выращивал скот. В родительский дом, который своими руками отстраивал после войны, привёл молодую жену. С Верой Савельевной прожили 65 лет.
Давно стала взрослой дочь Светлана, выросла внучка, подрастают правнуки. Всё бы замечательно: живи и радуйся! Но эхо новой войны, полыхающей в соседней Украине, болью отзывается в доме ветерана. В братской стране много лет жила и трудилась дочь Светлана, там остаются внучка и правнуки. «Войны начинаются из-за природных ископаемых: нефти, газа», — пишут в учебниках правнуков Цапко. К сожалению, украинским школьникам сегодня мало рассказывают, за что воевали деды и прадеды в сорок первом. Умалчивают и о том, что за мирное небо над головами внуков и правнуков вместе шли на смерть украинцы, белорусы, русские. Почему сегодня потомки победителей оказываются по разные стороны баррикад? Ответ на эти вопросы не предусмотрен в программах украинских школ…

Ирина ТОРБИНА.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *