«На войну ходили ночью…»

Служить в спецназе что в далёкие 80-е, что в настоящее время желают многие парни. А попадают в элитные формирования лишь единицы. Для этого нужно соответствовать самым жёстким критериям. Плюс кому как повезёт. Порой и случай решает.
Новолукомчанин Олег Азаревич не сказать что сильно стремился стать элитным бойцом. Уроженец Лепельского района маленьким ребёнком приехал в город энергетиков. Родителей направили сюда на строящуюся станцию. Рос обычным пацаном. Окончил восемь классов школы, поступил в Полоцкий лесной техникум. Получив диплом, устроился в Чашникское лесничество. Впрочем, поработать довелось лишь несколько месяцев. Статного парня, занимавшегося единоборствами, призвали в армию. На дворе стоял май 1984 год— Привезли в Витебск на сборный пункт, — вспоминает спустя десятилетия Олег Николаевич. — Несколько дней там пришлось провести. Всё никак не могли понять, куда нас определят. Как-то подошёл майор, спрашивает у меня и товарищей моих: «Ребята, говорите честно, были у кого приводы в милицию?». Нашлись такие, кто признался. Их отсеяли сразу. У меня проблем не было. Вот и попал в итоге в учебку спецназа ГРУ. Базировалась она в Псковской области, город Печоры.

Олег Азаревич спустя многие годы продолжает вспоминать Афганистан.

До конца и по сей день не понимает Олег Азаревич, почему его выбрали. Была радость, была гордость… Было, конечно, непросто. Готовили молодых бойцов полгода. И делали это основательно. Превращали простых парней в матёрых спецназовцев, владеющих различными видами оружия, знающих основы подрывного дела, умеющих вести диверсионную работу, причём на территории потенциального противника. К примеру, именно гээрушники должны были в случае чего уничтожать крылатые натовские ракеты, нацеленные на СССР. Задачи очень серьёзные ставились. И требования предъявлялись соответствующие.
— Выучился я на разведчика-радиста, — продолжает рассказывать бывший воин. — Распределили после учебки в пятую бригаду спецназа ГРУ, дислоцировавшуюся в Марьиной Горке. Что интересно, многих сослуживцев отправили за границу — в Чехословакию, Венгрию. А мне в Беларусь удалось вернуться. Вроде как служи и не тужи. Но шла война в Афганистане. И было понятно, что туда можно угодить в любой момент.
Так и получилось в итоге. Хотя у новолукомчанина была возможность избежать боевой биографии. Когда производили отбор, его поначалу не брали. Предлагали остаться в части. Но как мог Олег не поехать, когда почти всех товарищей отправили в Афган?.. Сам попросился. Можно сказать, поехал на войну добровольцем. Ранней весной 1985 года эшелоном спецназовцы ехали в Термез. Этот приграничный узбекский город был последним советским населённым пунктом. Дальше — Афганистан. Дальше — война.
— Прекрасно понимали, куда едем и зачем, — говорит Олег. — Иллюзий не питали. Знали, что на спецназ выпадают самые опасные операции. В Термезе усилились боевой техникой, личным составом. И пошли колонной по афганской земле. Конечный пункт дислокации — провинция Кунар. Это на самой границе с Пакистаном. Добирались неделю. И уже в эти дни приняли боевое крещение. Пару раз попадали под обстрелы. А дальше было много чего. Вспоминать, конечно, тяжело…
Нелёгкую службу рядовой спецназовец нёс до самого дембеля. Только в апреле 1986 года покинул Олег Азаревич Афганистан. За это время повидал всякое. На войне разведчик-радист переквалифицировался в пулемётчика. Ездил обычно на броне, потом пешком, как и все. Рейды по кишлакам, боевые операции в горах, охота на караваны… Вот его биография. Из Пакистана душманы получали подкрепление оружием, боеприпасами, продовольствием. Спецназовцы должны были это дело пресекать. Велась постоянная борьба. Не на жизнь, а на смерть.
— Что говорить, тяжело приходилось, — не скрывает бывший боец. — На войну обычно ночью ходили. Духи, наоборот, в тёмное время суток не сильно желали в бой вступать. В разных операциях принимал участие. Как-то под ногами разорвалась граната, получил осколочное ранение. Слава Богу, уцелел. Людей теряли регулярно. За год с лишним, что я прослужил в Афганистане, погибло более сотни наших бойцов. И это из примерно полтысячи личного состава. Каждого пятого потеряли.
В жарких боях наш земляк участвовал постоянно. До самого окончания службы. За две недели до дембеля провели успешную операцию под Кабулом. Взяли крупный караван с оружием, захватили главарей. Душманы предприняли попытку отбить своих. Роту зажали со всех сторон. Долго пришлось держаться под шквальным огнём нашим ребятам. Не все, к сожалению, вышли живыми из того боя. Вызывали «вертушки». Без огневой поддержки с воздуха было не обойтись.
И вот здесь нельзя не отметить один эпизод. Среди вертолётчиков, прибывших на подмогу, оказался и Пётр Данилович — ещё один участник афганской войны, наш земляк. Нынче Пётр Петрович возглавляет Чашникскую районную организацию Белорусского союза ветеранов войны в Афганистане. О его славном боевом прошлом мы рассказывали. В тот момент Олег Азаревич и Пётр Данилович знакомы не были. Гораздо позже, в гражданской жизни, они встретились, разговорились… И теперь часто вспоминают тот бой новолукомчане.

Фото из тех лет. Наш земляк во втором ряду по центру.

Война закалила солдата. В апреле 1986-го из армии увольнялся совсем уже другой человек. Молодой парень возмужал, многое переосмыслил. Предлагали продолжить службу по контракту, но Олег отказался. Вернулся в родной город. Пробовал трудиться по профилю в лесничестве, но не пошло. Устроился на завод объёмного домостроения. Потом, когда предприятие закрыли, пробовал себя на других местах, в охране ЛГРЭС трудился. В настоящее время воин-интернационалист работает изолировщиком Лукомльского участка Белэнергозащиты.
После армии бывший спецназовец завёл семью, зажил нормальной жизнью и сделал всё возможное, чтобы как можно реже вспоминать о войне. Получилось ли полностью выбросить её из головы? Конечно, нет. До сих пор воскресают в памяти отдельные эпизоды.

Раз в пять лет новолукомчанин отправляется в Марьину Горку для встречи с однополчанами. Съезжаются братья по оружию со всех концов бывшего Союза. Поминают павших, делятся друг с другом наболевшим. Наконец, просто радуются, что уцелели когда-то и получили шанс прожить долгую и успешную жизнь. Не всем ведь повезло тогда.
Пусть же никогда не повторится война. Воины-«афганцы» всегда произносят тост за мир. Ведь они знают ему цену.

Юрий АЛЕКСАНДРОВИЧ.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *