Стоп зависимостям
Папа, мама, семья, дом. Эти слова наполнены теплом, уютом, заботой. Однако в любой семье случаются ссоры, конфликты, обиды. Порой взрослые заходят в выяснении отношений слишком далеко, забывая о том, что рядом те, кто особенно остро и болезненно реагирует на родительские срывы — это дети.
Из-за этого у несовершеннолетних теряется доверие к миру, появляется пустота, а она влечёт за собой тревогу и неуверенность, ребёнок начинает искать на улице замещение недостатку любви и понимания.
Этим самым замещением может стать употребление подростками психоактивных веществ. Вовлечь стараются подростков 14-16 лет, обрабатывая синтетическими веществами сигареты, чипсы и др. Привыкание происходит порой от 2-3 доз.
Важно знать
Что могут сделать взрослые для развития психоэмоциональной устойчивости ребенка?
Будьте рядом
Присутствие близкого человека и его отклик уже само по себе несет успокоение испытывающему беспокойство ребенку.
Мирное урегулирование
Конфликты в семье старайтесь разрешать конструктивным способом. Сохраняйте терпимость, доброжелательность по отношению друг к другу. Подражая вам, ребёнок научится вести себя в сложных ситуациях, не бояться их.
Похвала и одобрение
Не скупитесь на ласковые, теплые слова не только в адрес собственных детей, но и друг к другу.
Эмоции и чувства
Помогите ребенку словесно формулировать свои чувства и просьбы. Для этого родителям важно самим проговаривать свои эмоции, обучать ребёнка осознавать его эмоции и чувства, выражать их словами.
Поддержка
Родители могут предлагать ребенку способы, с помощью которых можно справляться с болезненными чувствами. Например, когда грустно, поддержать себя чем-то приятным (игрой, вкусностями). С болезненными чувствами вины или стыда можно справляться с помощью ритуала прощения или исполнения чего-то хорошего взамен содеянному.
Удовольствия
Находите время побаловать себя. Вспомните то, что вам приносит или приносило радость: книги, занятия, вкусности.
Право на ошибки
Не бойтесь признавать собственные ошибки, сами просите прощение за сказанное в порыве эмоций и учите этому своих детей.
Выявление, следует знать, затруднено: нет маркеров, реагирующих на данные вещества.
Родителям особенно важно знать, по каким признакам можно заподозрить употребление таких веществ. Белки глаз красного цвета, расширенные зрачки, взгляд в одну точку, агрессивное, неуправляемое поведение, сонливость, повышенный аппетит, жажда — всё это должно насторожить родителей более пристально присмотреться к ребёнку.
Сами дети в большинстве случаев причинами употребления психоактивных веществ называют то, что нечем заняться, «прикольно», надо всё попробовать.
Взрослым важно позаботиться о формировании и укреплении психоэмоциональной устойчивости детей и подростков. Она выражается в способности преодолевать повышенное эмоциональное возбуждение, тревожность, конфликтное поведение, быть готовым к действиям в напряженных ситуациях. Всё это является психологическими факторами надежности, эффективности и успешной деятельности не только в экстремальных условиях, но и в повседневной жизни.
Эмоциональность влияет на формирование личностных черт, социальное развитие и интеллектуальное развитие ребенка. Если он свыкся с состоянием уныния, если он постоянно расстроен или подавлен, то теряет активное любопытство к исследованию окружающей среды.
Формирование эмоциональной сферы ребенка в основном происходит в семье. Непосредственный эмоциональный контакт между членами семьи, его позитивность и постоянство —то, что позволяет ребенку эффективно и устойчиво учиться и общаться.
Татьяна Милешко, педагог-психолог средней школы №2 г.Новолукомля.