В проекте «Глубинка» рассказываем о трагедии сестры Хатыни – деревни Асташево
Сведения о трагедии этой деревни, которые есть в книге «Память», довольно скромные. Здесь можно почитать о том, что в годы войны Асташево немцы пытались уничтожить дважды.
В этом году у обелиска в память о мирных жителях, сожженных фашистами, установили табличку с QR-кодом. Код памяти, который нельзя просто оцифровать и отложить подальше, до удобного случая — надпись на памятнике с перечислением сгоревших заживо.
ЖИЛИ БЕДНО, НО БЫЛИ СЧАСТЛИВЫМИ. Асташево сегодня навевает если не грусть, то определенную ностальгию. Когда-то это была довольно большая деревня со своей школой и клубом. Во всяком случае именно так рассказывали о довоенном селе его жители. Эти воспоминания сейчас хранятся в Ведренской школе: в учреждении образования долгое время собирали сведения об асташевской трагедии, которые потом пополнили экспозиции школьного музея.
Всего до войны в населенном пункте насчитывалось 56 домов, 10 колодцев, стояли хозпостройки. Чуть позже он стал центром колхоза «Ударник». В ходе подготовки исследовательской работы ученики под руководством педагога Светланы Кошелевой воссоздали схему довоенного села. На ней по обе стороны длинной улицы значатся дома местных жителей, в центре – школа, ближе к концу – погост. Обычная деревня, привычная для тех лет жизнь.
«Жили бедно, обуть-одеть было нечего, — читаю в воспоминаниях Полины Песецкой. – Однако трудились все на совесть. В 14 лет я пошла работать в колхоз. Работали тогда так, что кони не выдерживали, а человек должен быть выносливым. При этом искали возможность отдохнуть и повеселиться. И умели быть веселыми и счастливыми. Это потом спасало нас в войну. Как будто специально к этому готовила нас жизнь».
ДВАЖДЫ СОЖЖЕННАЯ. Для деревни же жизнь подготовила судьбу сестры Хатыни – места памяти и скорби, боли многострадальной белорусской земли. Особенно зверскими были расправы фашистов с теми, кто поддерживал связь с партизанами. «Мой отец, Демьян Козлов, тоже выполнял поручения отряда, — вспоминает Анна Козлова. – В 42-м в деревню приехали каратели. Отец успел спрятаться, а полицаи ворвались в наш дом. С ужасом мы, дети, смотрели, как уводят маму. Про ее мучительную смерть мы узнали позже. По рассказам очевидцев, полицаи привязали ее к оглобле и заставили бежать вместе с лошадью».
В первый раз дома в селе немцы подожгли в 1943-м. Тогда по указке старосты Ивана Бородавко захватчики уничтожили 16 домов. Здесь жили те, чьи родственники ушли в партизаны. Уже спустя годы, в послевоенное время в деревню придет известие о том, что местная жительница случайно столкнулась с предателем на ленинградском заводе, где работала вместе с бывшим старостой. Она узнала его, рассказала о встрече соответствующим органам. Было следствие, и Иван все-таки предстал перед судом.
Во второй раз масштабы трагедии были более серьезными. «Утром 21 апреля в деревню приехали народники, — в свое время рассказала юным исследователям истории Евдокия Яскевич. — Как же они шалели: переворачивали вверх дном дома, выгоняли из сараев скотину. Вечером поехали из деревни, а утром их возле колодца нашел староста. Они были убиты и забросаны ветками. Скоро появился карательный отряд».
Существовали и другие версии. Согласно одной, очень много сельчан сражалось в партизанских отрядах, по несколько человек из семьи. Вторая говорит о плане «выжженной земли», в который попало и Асташево. Позже Николай Катульский напишет о том, что «партизаны не знали в тот день о трагической судьбе деревни и ее жителей. Потому не могли прийти на помощь». Да и сам Николай со своим отцом тогда не подозревал, что никого из их семьи больше нет в живых.
22 апреля 1944 года, когда таким близким казалось освобождение, каратели вновь ворвались в деревню. Они заходили в каждый дом, выгоняли сельчан на улицу, а строения поджигали. Никто из местных так и не признался захватчикам, кто убил народников. Тогда фашисты отделили от толпы 22 человека, согнали в один дом и сожгли их заживо.
«Кто остался в живых, ночь не спал. Все боялись, что фашисты вернутся и сожгут остальных, — трудно читать воспоминания Екатерины Бородавко, которой посчастливилось выжить. — На следующий день, когда немцы и народники оставили деревню, мы собрались на пепелище. Отдельных узнавали по кусочкам одежды, что сохранилась снизу. Но большинство сожженных не нашли. Похоронить по-человечески каждого на кладбище было невозможно».
Нина Катульская тогда была совсем ребенком. Ей чудом удалось спастись, а когда она вернулась домой, узнала, что мама погибла в огне. «Как только я подошла ближе к сгоревшему дому и увидела погибших, поняла: там моя любимая мамочка, — рассказывала она. — Я тогда кинулась к ним, раскидывала обгоревшие бревна, разгребала пепел – хотела узнать маму. Однако это не получилось. Стояла и плакала, плакала как и все, кто там был. Кто предложил похоронить всех в братскую могилу, я уже не помню. Останки людей собирали в покрывала. Я брала их в руки и все думала, что они – моей мамы».
ПАМЯТЬ ЖИВАЯ О МЕРТВЫХ. Похоронили всех в одной могиле, на том же месте, где погибли мирные жители. Посадили там сосну, рябину и две березки. А когда война закончилась, решили: памятник должен стоять на видном месте, у дороги. Поэтому перенесли останки в начало деревни и поставили памятник-обелиск.
Имена сожженных заживо асташевцев занесены в Книгу памяти школьного музея. О трагедии деревни рассказывают ребятам во время экскурсий по его экспозициям, на уроках и классных часах, а обелиск в Асташево стал локацией для проведения различных мероприятий с участием подрастающего поколения. Да и сами школьники взяли шефство над этим памятным местом: наводят порядок, благоустраивают, приносят сюда цветы.
А недавно создали макет довоенной деревни. На нем — еще целые и невредимые дома сельчан, во дворах копошатся куры, а на крыше свил гнездо аист. Как тогда казалось — на счастье.
**********************************
Чем привлекает людей почти забытая деревня Лукомльского сельского совета, рассказываем в проекте «Глубинка»
Еще несколько лет назад этот населенный пункт считали практически умершим. Сегодня здесь на улице можно увидеть копошащегося в песочнице ребенка, а люди выкупают пустующие участки. Как и обещали, в проекте «Глубинка» рассказываем только самое интересное.

В Берёзках Боровые растят своих детей. Юлия утверждает, что все условия для них здесь есть
Признаюсь честно, впервые услышав про Берёзки, искренне удивилась, что такая деревня существует в нашем районе. Оказалось, добраться до нее совсем несложно: держи курс на Белую Церковь — и по дороге обязательно увидишь то, что искал. А проехав вдоль села, поймешь, почему именно Берёзки: такой удивительной красоты березовую рощу еще стоит поискать. Впрочем, березы здесь – как опознавательный знак, они растут повсюду и навевают определенную ностальгию по детству и лету, проведенному у бабушки в деревне.
Эта самая ностальгия в какой-то мере и стала движущей силой, которая привела сюда молодую семью Юлии и Ивана Боровых. Впрочем, рассказывать эту интересную историю нужно с самого начала.
— Хоть когда-то тут стояло всего домов 10-12, в деревне была достаточно развитая инфраструктура, — вводит в курс дела председатель Лукомльского сельисполкома Нелли Гамбарян. — Здесь находилась большая, хорошо оборудованная МТС, при ней – своя школа, где учили механизаторскому делу. Кроме этого, село могло похвастаться магазином, баней, общежитием.
В некотором роде конкурентом небольшого населенного пункта стала Черея, которая со временем все больше и больше застраивалась, в ней возводились дома для работников сельхозпредприятия, и людские ресурсы стали постепенно перетекать в более перспективную деревню. Позже туда же «переехал» и магазин, а общежитие превратилось в объект, который сегодня называют домом совместного проживания: сюда поселили бабушек, что доживали свой век в умирающих Берёзках.
На протяжении нескольких десятков лет время упорно хотело стереть это село с карты района. К счастью, оно оказалось не всесильно. Дом, в котором когда-то находились магазин и общежитие, приглянулись Боровым. Как раз с этого момента и начинает отсчет новая жизнь почти умершего населенного пункта.
— Старший брат мужа давно присматривался к этому селу, — рассказывает хозяйка большой усадьбы Юлия Боровая. – Рассказал об этом месте своему отцу и моему супругу, которые загорелись идеей перебраться сюда. Сами они из Орши, я – уроженка Сенненского района, а в результате муж и я стали жителями Чашниччины.

Бывшее общежитие сейчас превратилось в большое семейное гнездо. Реконструкцию и ремонт помещений Боровые делали своими руками.
Собственно, то самое общежитие, на первом этаже которого размещалась торговая точка, и стало семейным гнездом Боровых. Его выкупили на аукционе, чтобы превратить в постройку, которая впечатляет с первого же взгляда: и размерами, и величием, и объемами вложенных труда, времени, сил.
Вместе с новыми жителями в деревню вернулась жизнь. Здесь снова стали слышны голоса людей, застучали топоры и укрепилась уверенность в том, что будущее у Берёзок есть. Супруги же строили не только дом, хозпостройки, но и грандиозные планы. Говорят, места здесь настолько красивые, что хочется разделить эту красоту с гостями района, поэтому подумывают о создании агроэкоусадьбы.
И если агроусадьба еще только в планах, то с приставкой «эко» у них все прекрасно: есть подсобное хозяйство, все, что можно, выращивают на собственном участке. Прибавьте сюда чистый воздух, который в том числе обеспечивают все те же березы, озеро, в нескольких минутах ходьбы от дома Боровых, удивительные закаты и пение птиц по утрам. Все это перечисляет хозяйка в ответ на вопрос, почему пусть не мегаполисы, но все-таки райцентры супруги сменили на уютные Берёзки. Мол, здесь и дышится легче, и живется проще. У Юлии с мужем – своя философия. Она настолько проста и понятна, что невольно задаешься вопросом: зачем гнаться за эфемерным счастьем, когда все, что для этого нужно, совсем рядом. Березовая роща, которая возвращает воспоминаниями в детство, петушиное пение вместо часов и небольшая деревенька, которую ты вернул к жизни. А она в ответ стала твоим местом силы.
В первой половине восьмидесятых ушли из жизни последние жители Берёзок
Галина ЖУКОВА
*******
О войне, народном единстве и родине или Какие еще истории можно услышать в Васьковщине
Слишком тихо и спокойно — такое первое впечатление сложится у тех, кто приехал сюда из большого города. К тому же зимой деревня будто впадает в спячку: холодно и пустынно на улице, только перекликаются между собой звонким лаем собаки. Такая она — небольшая деревенька, приткнувшаяся на краю леса, — Васьковщина.
Рассказом о ней мы открываем цикл материалов в рамках авторского проекта «Глубинка». На страницах газеты расскажем об обычных на первый взгляд селах, разбросанных на карте нашего района, занимательных историях, услышанных тут, и необычных людях, которые живут в этой живописной глубинке. Итак, поехали.
— А давайте я вас свожу в Васьковщину, к Фене Никитичне зайдем, — над вопросом об эксклюзиве председатель Проземлянского сельисполкома Николай Ярох долго не задумывается. Для него это лишний повод наведать старейшую жительницу деревни. Мы же всегда готовы ностальгировать вместе с интересным собеседником по советским временам, слушать рассказы о комсомольской молодости и с болью в сердце — о войне, которая так или иначе коснулась тогда каждой семьи.
Ну что вы, в Васьковщину надо ехать летом или осенью, сокрушенно вздохнет обыватель. Вот тогда да, в лесу поблизости просто прохода от людей не будет: места здесь ягодно-грибные, и это все знают. А зимой-то что тут делать? Эх! Но у нас совсем другие цели.
Действительно, такой порой в деревне наберется всего человек семь жителей. Старики умерли, дети выросли и разлетелись кто куда. А ведь когда-то одних коров здесь держали порядка пяти десятков, праздники отмечали всей деревней. Да и сама она шумела веселым разноголосьем, трудилась, справляла свадьбы и отмечала рождения. Одним словом, жила.
Живет она и сейчас, только тише и как-то незаметнее, не привлекая к себе внимания, что ли. А со всех сторон к ней подбирается лес, в котором Феня Никитична Дементей знает, пожалуй, каждую тропинку.
— Приезжали ко мне журналисты, писали уже, — встречает гостей радушная хозяйка. Знаем, Феня Никитична, знаем. Но ведь невозможно приехать в Васьковщину и не заглянуть на огонек к женщине, которая стала местной легендой. Несмотря на свой глубоко почтенный возраст, у нее живо горят глаза, которые не утратили интереса к жизни, а память хранит отчетливые картины прошлого.
— Родилась я в деревне Новоселово, ее тогда называли Двор Паулья. И конкретно в наших местах во время войны партизаны не дислоцировались. Зато поблизости стояли народники, которые их уж очень боялись, — рассказ о своей долгой жизни сельчанка всегда начинает с событий военных лет. — Так вот те народники часто подъезжали к лесу, что за Паульем, и просто обстреливали территорию, на всякий случай. Один раз минометным огнем снесли яблоню-антоновку в саду местного пенсионера. Дерево просто с корнем вырвало. Так односельчане собрались вместе, помогли восстановить старику сад. А у него еще пчелы были. Он, когда мед собирал, всегда всю деревню угощал.
Вот вам и пример народного единства. Слушаешь и гордишься: белорусы — они такие, дружные и отзывчивые, своих в беде не бросят, поделятся последним. Главное, почаще вспоминать об этом. А если кто забыл, Феня Никитична напомнит. У нее таких историй — до ночи слушать. Раньше, когда прогресс не шагнул так далеко, их рассказывали детям в качестве сказок на ночь, обсуждали с соседями и в перерывах между работой. Может, оно и правильно, так и надо, чтобы не забыть о важном: мы — часть трудолюбивого, мужественного, великого народа.
— А вот еще был случай. Три местных парня решили добыть мед для партизан. Добыть-то добыли, только попали в руки фашистам. Им конвоиры, пока доставляли в тюрьму, и после, уже в камере, говорили: бегите, а то расстреляют. Парни не поверили, поплатились жизнью. Они должны быть в братской могиле похоронены, что в Коптевичах, — наша рассказчица вздыхает, на минуту замолкает. Минута молчания — чтобы почтить память тех, кто жил рядом, на соседней улице, в одной деревне, но так и не дождался победного мая.
Тяжело пришлось и после войны, когда на руинах надо было заново строить страну. Рассказывает Феня Никитична, что закончить смогла только три класса: мать трудилась дояркой, надо было помогать ей ухаживать за младшим братом. А после и сама пошла работать, одним словом, не до учебы было в то непростое время, когда каждые руки ценились на вес золота.
Правда, из колхоза наша собеседница пыталась как-то выехать. Известно, что паспорта тогда сельчанам не выдавали, поэтому пришлось идти на хитрость: девушка записалась в ряды тех, кого отправляли на Север, на лесоповал. Реальность оказалась далекой от той, что показывают в фильме «Девчата», и через полгода беглянка вернулась на родину.
Родина — слово для самой старшей жительницы деревни Васьковщина простое и понятное. Выйди во двор — и вот она, родина. Немногочисленные соседи, кромка леса за деревней, воспоминания, в которых все еще живы родные люди, а молодость наполняет силами, истории про победу и победителей — так мало и одновременно много надо для того, чтобы понять, как сильно любишь родные места и как много с ними связано. И неважно, где они — в шумном мегаполисе или тихой и аутентичной Васьковщине. Главное, чтобы в сердце.
Галина Жукова.