Загадки храма Святого Архангела Михаила: когда в Черее зазвенят колокола

Это уникальное место сложно назвать глубинкой в прямом смысле слова. Отнюдь: сюда часто приезжают гости из разных уголков Беларуси, из-за рубежа. А для того, чтобы в полной мере отразить притягательность черейского края, не хватит, пожалуй, ни газетных полос, ни свободного времени. Поэтому сегодня наш рассказ только об одной из точек притяжения – храме Святого Архангела Михаила.

Если говорить об этом намоленном месте, то только с настоятелем храма отцом Алексеем Шауро. И беседовать с ним о реконструкции церкви, Божьем промысле, людской помощи, силе и бессилии можно очень долго. Он проводит нас внутрь здания, интересуется, как добрались, и начинает свой рассказ, как говорится, от печки. Из-за раскрытой двери слышатся голоса птиц, а я невольно замираю в предвкушении чего-то крайне интересного и немного чудесного.

— На излете двадцатого столетия искусствоведы ошибочно отнесли старую церковь в Черее к памятникам архитектуры барокко, датировав постройку семнадцатым веком, а фундацию приписав Льву Сапеге, — делает экскурс в историю настоятель храма. – До недавнего времени предположение о том, что при основании эта церковь была освящена во имя Воскресения Христова, просто игнорировалось. В результате потребовалось немало усилий, чтобы подтвердить этот факт.

Сейчас уверенно говорят о том, что изначально храм Воскресения Христова строился деревянным: под существующей постройкой были найдены старые фундаменты. Холм, на котором он стоит – рукотворный и насыпан на общественном захоронении. Когда эксперты исследовали останки, найденные в нем, пришли к выводу: они принадлежат в основном женщинам, детям и пожилым мужчинам – жителям Череи, которых просто истребили в результате одного из набегов. Ради этой общей могилы и был возведен храм в честь Воскресения Христова.

Стоит вспомнить о том, что в дореволюционной Черее на три с небольшим тысячи жителей имелись две православные церкви, католический костел, еврейская молитвенная школа, а за озером при бывшем базилианском монастыре находилась Троицкая, или как ее еще называют Белая, церковь. Свыше двухсот лет патронами черейских храмов являлись Сапеги.  

Но вернемся к Воскресенской церкви. По не известной досконально причине бывшую тогда униатской, ее в 1829 году отстраивают в камне, а в мае 1835-го освящает сам владыка Василий Лужинский, который тогда служил епископом Оршанским. В 1839-м и Воскресенская, и действующая в то время в Черее Успенская церкви стали православными. Обе в годы коллективизации были закрыты. Здание Успенского храма разрушили после Великой Отечественной войны: по распоряжению районного главы строение взорвали, а в подвалах устроили хранилище солений. Воскресенскую же церковь переделали под склад, а затем —  в холодильник для кож животных. 

В 1999-м здание бывшего Свято-Воскресенского храма передали Православной Церкви и уже в 2000 году здесь было совершено первое после длительного перерыва богослужение. Проходят службы в этом древнем месте и сейчас, но уже в храме Святого Архангела Михаила.

— Переименование произошло в ходе регистрации возобновления общины, — объясняет трансформацию названия отец Алексей. – Первый настоятель не знал историю церкви, а местные жители уверенно утверждали: это и есть храм Архангела Михаила, который построил Сапега. Сейчас же, когда религиозная община зарегистрирована, как и земли за ней, само здание в кадастровом реестре, переименование становится довольно проблематичным.

Впрочем, отца Алексея проблемами напугать трудно. Он вспоминает, что в 20212 году это культовое место было мало похоже на то, что мы видим сейчас. 2012-й  —  точка отсчета новой истории храма, когда его благочинным стал Алексей Шауро. Что это было – счастливое стечение обстоятельств или просто судьба – сказать трудно. Сам священник во всем видит Божий промысел. Как бы там ни было, но взявшись за реставрацию церкви, как говорится, с нуля, настоятель храма на протяжении всего времени получал всестороннюю помощь. 

— Было ли трудно? Да. Делать из ничего, при этом только на инициативе и вере в Бога всегда трудно, — признается отец Алексей. – Но Господь покровительствуют этому храму, который стоит на святом месте. Как только начались реставрационные работы и люди увидели, что церковь начинает преображаться, стали подтягиваться к нам. И когда надвигались заморозки, а нам необходимо было закончить работы, местные жители бросали свои дела и приходили сюда. 

Слушаешь священнослужителя и понимаешь: все-таки чудеса случаются. Узнав о благом деле, стали откликаться предприниматели, жертвовать на это свои средства. А история с церковными колоколами и вовсе может поразить любого скептика. 

— Как-то дома я занимался ремонтом машины и возле меня остановился автомобиль представительского класса. Из него вышел человек, который рассказал, что хотел бы приобрести для храма колокола, — вспоминает Алексей Шауро. – Мы с ним долго выбирали колокололитейный завод, музыкальный ряд. В результате колокола для черейской церкви были изготовлены в Воронеже, в мастерской Анисимова, у опытных мастеров. Необыкновенным образом решился и вопрос о том, как доставить их в Черею. Оказалось, что именно в нужный нам момент в Воронеж отправилась машина еще одного нашего помощника, уроженца этой деревни. Так колокола и приехали сюда. Теперь планируем построить отдельную колокольню, как это и было раньше. 

Как будут звучать новые колокола – вопрос к Владимиру Паврозу, который в Черею регулярно наведывается из Минска. Он – опытный звонарь. Приехав однажды в Белую Церковь на фестиваль «SPRAVA», понял – в этом месте есть присутствие Божие. Так и прикипел —  и к черейской земле, и к ее святыням. 

— Звук колокола зависит и от погоды, и от срока его службы, и даже от настроения звонаря, прихожан, — просвещает Владимир. – И от праздника церковного календаря тоже. Здесь нет ничего случайного, этот звук очищает и исцеляет.

Дорогу осилит идущий, особенно, если ему помогает сила веры. В этом твердо уверен отец Алексей, который многое сделал по восстановлению храма. Так же твердо говорит он и о том, что с Божьей помощью над Череей когда-то прозвучит колокольный звон.                      

Галина ЖУКОВА