Что значит ШОС для Беларуси и для мира

Беларусь получила единогласную поддержку в стремлении стать пол­ноправным членом Шанхайской ор­ганизации сотрудничества. Решение о начале процедуры вступления нашей страны в данное интеграционное объ­единение принято на завершившемся саммите в Самарканде. Дело небы­строе, однако дает многочисленные бонусы как в экономике, так и в обо­ронной сфере. Кроме того, показыва­ет: мы — не одни, в мире все зависит не только и не столько от Европы и За­пада. О приоритетах ШОС и ее значи­мости на геополитической карте мира рассуждают эксперты.

ШАГ ЗА ШАГОМ. Партнером по диа­логу Шанхайской организации сотруд­ничества Беларусь является с 2010-го. Наблюдателем стала с 2015-го. И вот в Узбекистане сделан очередной шаг. Впрочем, говорить о нашей стране как о полноправном участнике ШОС пока не стоит. Да, добро дано, но согласно уставным документам сама процеду­ра займет немало времени. Пример Ирана, который официально вступил в организацию только на прошлой неделе, тому подтверждение. Поли­толог Алексей Беляев этот процесс раскладывает по полкам:

— Будем надеяться, что Беларусь, являясь достаточно важным и инте­ресным партнером для всех стран — участниц ШОС, станет полноправным членом Шанхайской организации со­трудничества в минимальные сроки. Но от момента подачи заявки до ее утверждения проходит как минимум год, а может, и больше.

Для начала ее согласуют на засе­дании Совета министров иностран­ных дел ШОС, затем будет состав­лен специальный меморандум. Наша страна должна выразить свое согла­сие со всеми документами Шанхай­ской организации сотрудничества, в частности с Хартией ШОС. Все это утверждается на очередном саммите глав государств, а пройдет он только через год. Процедура небыстрая. Не­торопливость в рассмотрении вопро­сов характерна для восточной куль­туры. Но надо понимать, что с точки зрения исторической перспективы это все оправданно.

ПОЙТИ НА МИРОВУЮ. Участие в ШОС наша страна может рассматри­вать сразу с нескольких позиций. О Шанхайской организации сотрудни­чества говорят как о мощной геополи­тической структуре — центре многопо­лярного мира. Как об экономическом союзе, на долю которого приходится четверть ВВП всего мира. И как о мощ­нейшем военном блоке. Именно ШОС нынче выступает этаким «коллектив­ным Востоком», который с каждым годом является все большим противо­весом коллективному Западу.

— Когда я говорю о геополитике и международных отношениях, то всег­да советую людям брать в руки либо глобус, либо карту мира, — рассуждает заместитель председателя Посто­янной комиссии Палаты предста­вителей Национального собрания по международным делам Олег Гайдукевич. — Когда на них смо­тришь, понимаешь, как мир велик. Он не состоит лишь из Европейского сою­за. Посмотрите, какую территорию он занимает. Не надо рассказывать про технологии. У стран ШОС технологии огромные. Там Китай, там Индия… Однако никакие технологии, никакие товары не имеют смысла (даже если ты просто делаешь упаковку) без ре­сурсов и без полезных ископаемых. Кроме того, государства, которые входят в Шанхайскую организацию сотрудничества, это огромные терри­тории, где стоят заводы, находится производство. Страны ШОС в послед­ние годы окрепли экономически, по­литически, окрепли и в военной сфе­ре. Они имеют сильную армию.

Что такое Шанхайская организа­ция сотрудничества для Беларуси? Это окно возможностей для того, что­бы иметь доступ к технологиям, рын­кам сбыта, огромному человеческому потенциалу и безопасности. Потому что, несмотря на то, что ШОС сегодня в большей степени предполагает эко­номическое сотрудничество, речь в организации идет, например, и о воен­ном сотрудничестве, и о решении гло­бальных проблем. Когда мы 10 — 15 лет назад говорили о многовекторной политике, то вот она — та самая мно­говекторная политика. Контакты со странами ШОС начались не сейчас, когда ввели санкции, они были и 10 лет назад, и 15 лет назад. Поэтому я вижу ШОС как очень важный элемент нашей внешней политики.

СИЛА — В СОТРУДНИЧЕСТВЕ. На фоне экономических и политических трудностей в Евросоюзе Шанхайская организация сотрудничества способ­на выйти на первые роли. Особенно на фоне разрывающих ЕС событий: снижения уровня жизни, бумеран­га от введенных против Беларуси и России санкций, усиливающихся про­тестов и недовольства рядовых евро­пейцев… Запад слабеет, а Восток тем временем становится только сильнее? Председатель Постоянной комис­сии Совета Республики по между­народным делам и национальной безопасности Сергей Рачков гово­рит об этом так:

— С расширением состава ШОС можно будет говорить о том, что эта организация в перспективе может превратиться из региональной в гло­бальную. Вместе с тем надо отметить, что Шанхайская организация сотруд­ничества объединяет государства, которые имеют свои национальные интересы. Отношения между рядом делегаций складываются спокойно далеко не всегда. Есть определенные противоречия. Исходя из этого, гово­рить о том, что ШОС похожа на ЕС, нельзя. В Евросоюзе единства в реа­лизации внешнеполитического курса все же наблюдается больше.

Тем не менее если анализировать статистику по численности населе­ния, территории, валовому внутрен­нему продукту, инвестициям, то на­лицо опережающие темпы развития именно у государств — членов ШОС. И напротив, Евросоюз по всем этим показателям, динамике развития уже уступает странам, входящим в Шан­хайскую организацию сотрудниче­ства. Можно сделать вывод о том, что со вступлением в ШОС других госу­дарств, в частности Беларуси и Ирана, такая динамика усилится еще больше, со временем станет преобладающей. Страны ШОС открыто заявляют, что они не дружат против кого-то. Они выступают за сотрудничество госу­дарств. И это достаточно продуктив­ные подход и политика.

ОРУЖИЕ К ОСМОТРУ. Проводим параллели между ШОС и НАТО. Мо­жет ли Шанхайская организация со­трудничества выступить серьезным противовесом Североатлантическо­му альянсу? Отвечая на этот вопрос, эксперт по национальной безопас­ности Александр Тищенко делает акцент, что говорить уже можно не только о противовесе:

— Стоит хотя бы взглянуть на спи­сок ядерных держав, которые входят в ШОС, — Россия, Китай, Индия, Паки­стан. Китай, Индия и Россия, ко всему прочему, являются державами косми­ческими. В этом и есть ответ на постав­ленный вопрос. Военный потенциал только двух стран — Китая и России — гораздо выше военного потенциала НАТО. А с учетом принятия в Шан­хайскую организацию сотрудничества Ирана об этой структуре мы уже мо­жем говорить не только как о военном альянсе, который способен противо­стоять НАТО, но и как о реальной силе.

Внимание и экономической состав­ляющей. Китай и Индия — это одни из крупнейших экономик мира. А именно крепкая экономика является основ­ным фактором развития оборонной промышленности.

СКАЗАНО

Александр Лукашенко,

Президент Беларуси:

— Может быть, неожиданно для не­которых из нас Шанхайская органи­зация сотрудничества превращает­ся из региональной организации в глобальную. И самое главное сейчас — не упустить этот момент. Нуж­но дать шанс тем государствам (их немало) для того, чтобы они могли найти альтернативу существующим реалиям. Наша организация может стать глобальной. Объективно стать. И решать глобальные проблемы ми­роустройства в современных услови­ях. Нужно не опоздать, уловить этот момент и адекватно на это ответить.

Во время выступления на

заседании Совета глав

государств — членов ШОС

в Самарканде,

16 сентября 2022 года.