Иконы Зинаиды Елисеевой уникальны, потому что в каждой из них — частичка души мастера

Зинаида Елисеева – первооткрыватель уникального способа оформления икон.
Использование соломки для окладов православных икон специалисты охарактеризовали как новое направление в декоративноприкладном искусстве.
За это мастерица была удостоена Республиканской премии «За духовное возрождение». Про ее редкий дар знают не только в Беларуси, но и далеко за пределами страны. Иконы в соломенных окладах, которыми она некогда удивила мир, есть в храмах, частных коллекциях родственников и друзей, а также совсем незнакомых людей.

В нынешнем году талантливая землячка отметила очередной юбилей.
По этому случаю в Чашникском Доме ремесел была организована выставка персональных работ мастера. Зинаида Сергеевна, кстати, с 1996 года является членом народного клуба «Мастер». И на протяжении не одного десятка лет создает великолепнейшие иконы.
– Много икон дарю, – рассказывает мастерица. – И тогда ощущаю себя лучше, словно энергия возвращается. А если делаю под заказ, то опустошаюсь. Потом приходится долго восстанавливаться. И вообще, заметила такую особенность: я всегда тонко чувствую людей. Был случай, когда мне заказали икону, а я никак не могла ее сделать, не получалось ничего, даже испортила немного. Внутренний голос говорил, что человек не достоин. Как только решила не отдавать ее, сразу все получилось.
Глядя на работы Зинаиды Елисеевой, понимаешь, что у мастера золотые руки. А слушая ее рассказ о начале творческого пути, убеждаешься: талант ей дарован свыше.
По словам Зинаиды Сергеевны, ее дедушка был мастеровым, а мама – рукодельницей, обладающей тонким вкусом. Первые навыки плетения из соломки постигала в родительском доме. Спустя годы они пригодились.
Почувствовав природное тепло соломки, Елисеева решилась делать оклады к иконам. Она признается, что материалом для создания ризы соломку выбрала не случайно: – Это исконно белорусский материал, с которым легко работать. Мне понравились качества золотистой соломки, её пластические особенности позволяют творить чудеса. В старину солома символизировала богатство и достаток. Вот и я своими работами желаю всем достатка. Соломка наделена силой и красотой родной земли, она ничем не уступает золоту. Золото – символ царствия небесного.
В жизни Зинаиды Елисеевой все взаимосвязано, каждая встреча, каждый случай имеет свое редопределение. Однажды ей попалась книга с легендами о цветах. И с тех пор она широко использует полученные знания в оформлении икон.
Соломенные лилии, розы, лавровые ветки или гроздья винограда – каждый элемент несет смысловую нагрузку. Например, роза – царственный цветок, поэтому мастер украшает ими лик Богородицы. Для оформления образа иконы Божией Матери «Скоропослушница», по мнению Зинаиды Сергеевны, лучше подходят цветки шиповника.
Лики в соломенных окладах выглядят органично, а сияние соломки передает их внутренний свет. Икона в таком окладе воспринимается как единый образ. Повторяются техника, форма, но, тем не менее, одинаковых работ нет. Каждая по-своему уникальна.
– Творчество Зинаиды Сергеевны представлено как по светской линии, так и по духовной, – подчеркивает руководитель народного клуба «Мастер» В. Б. Атрашкевич.
– Она владеет всеми видами ремесла, развивает традиции храмового соломоплетения старых мастеров.
Её оклады поражают тонкостью работы, изяществом, легкостью композиции.
Одобрили увлечение мастера и представители духовенства. Ее иконы есть в храмах и церквях не
только района, но и страны. Каждый свой оклад женщина делает по наитию, с молитвами и церковными постами. Зинаида Сергеевна прославляет Бога в своих работах, наполняет души людей силой и верой.