Квартира новолукомчанина Эдуарда Лопатина напоминает художественную галерею

Стены буквально утопают в картинах из соломки.

За 20 лет накопилось немало интересных работ, еще больше разъехалось по всей Беларуси и за ее пределы. Эдуард Мои­сеевич утверждает, что соломка является уникальным материалом для создания ше­девров.

Эдуард Лопатин появился на свет в Армении в 1942 году в семье военнослу­жащего. Папа сражался за Родину во вре­мя Великой Отечественной войны, дошел до Берлина. Семья Лопатиных некоторое время жила в Германии, потом были пере­езды на Дальний Восток, БАМ. Там Эдуард пошел в первый класс, а вот начальную школу заканчивал в селе Нижняя Тамбов­ка Комсомольского района.

После окончания восьмилетки он, как и многие его сверстники, стремился по­скорее стать самостоятельным, поэтому поступил в ремесленное училище, парал­лельно учился в школе рабочей молодежи. Занимался в оркестре струнных инстру­ментов при Доме культуры судостроите­лей. А еще всерьез увлекся велоспортом и даже завоевал титул чемпиона Хабаров­ского края среди юниоров по шоссейным гонкам.

После Эдуард Моисеевич поступил в Хабаровское артиллерийское училище, которое закончил с красным дипломом. К тому времени он женился, и у него подрас­тала дочь. Довелось семье поездить за су­пругом и отцом. И только после переезда в Чашникский район закончилась их коче­вая жизнь. Эдуард Моисеевич был назна­чен заместителем военного комиссара.

После выхода в отставку, трудовая био­графия не завершилась. Новолукомчанин работал инженером по технике безопасно­сти, водителем пожарной машины, замести­телем директора совхоза и не только. Даже в роли предпринимателя себя попробовал. Как человек военный, он привык всегда от­ветственно подходить к любому поручен­ному делу. За это его ценили и уважали.

При этом мужчина всегда находил вре­мя для творчества. Любовью к соломке его заразила супруга Людмила. Она первая записалась в кружок соломоплетения к мастеру Т. А. Худяковой. Вскоре супруги стали посещать его вместе, а квартира пре­вратилась в мастерскую, где создавались шедевры семьи Лопатиных.

Следующим семейным увлечением ста­ло пение в хоре ветеранов Новолукомль­ского Дворца культуры, здесь Эдуард Моисеевич был поначалу единственным мужчиной. И если песенная карьера сейчас завершена, то соломка по-прежнему зани­мает значимое место в жизни пенсионера. За два десятка лет создано немало работ. И география, куда они уехали в качестве су­вениров, тоже весьма обширна.

Имена Эдуарда и Людмилы Лопати­ных вписаны в книгу «Соломенных дел мастера Витебщины». В ней есть фото картины «Беловежская пуща». Над ее соз­данием мастер трудился девять месяцев. А потом пришлось сделать еще одну такую же, так как первая была куплена.

— Люди интересуются картинами, ко­торые привлекают своей естественностью и натуральностью. Некоторые мои работы были куплены, но большинство подарено близким, друзьям, родственникам, — рас­сказывает Эдуард Лопатин.

Сейчас одной из дорогих сердцу явля­ется соломенная копия знаменитой кар­тины Ивана Шишкина «Рожь». На заднем плане могучие сосны, дорога, бесконечное колосящееся ржаное поле и бездонное небо — все это выполнено из соломки, что поражает и восхищает.

Теплое золото полей в умелых руках талантливого мастера превращается в кар­тины невероятной красоты. Каждая работа по-своему уникальна и заслуживает особо­го внимания. Они яркие, неповторимые, согревающие, от них словно лучики исхо­дят. Некоторые картины создаются сразу в нескольких вариантах. Когда дочери с вну­ками приезжают в гости, то обязательно увезут с собой парочку.

Наталья СТУКАЛОВА