Эксперты рассказывают о новшествах вступительной кампании

Нынешний учебный год в белорусских школах завершится раньше обычно­го — 25 мая. Потому что и подходы к аттестации ребят за школьный курс, и правила поступления в вузы будут дру­гие. Серьезному апгрейду систему под­вергли для того, чтобы сделать ее мак­симально объективной, а одаренных и наиболее заинтересованных в профес­сии учащихся преподавателям вузов увидеть стало проще. О сути новшеств рассказали специалисты Министерства образования.

НОВШЕСТВО ПЕРВОЕ:

ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫЙ ЭКЗАМЕН. Вместо выпускных экзаменов в 11-х классах молодые люди будут сдавать два централизованных экзамена, содер­жание которых разрабатывает и про­веряет Республиканский институт кон­троля знаний. Это вдвое меньше, чем ребята сдавали раньше для получения аттестата. Площадка вне стен родной школы, уверены в Минобразования, по­может обеспечить равные условия для всех выпускников и позволит избежать субъективизма.

Первый ЦЭ — русский или бело­русский язык. Второй — на выбор из перечня предметов, по которым про­водится ЦТ (физика, химия, биология, математика, история, обществоведение, иностранный язык и так далее). Форма испытания — тестовые задания.

— При этом содержание заданий ЦЭ не выходит за рамки базового уровня школьного образования, — подчерки­вает начальник главного управле­ния общего среднего, дошкольного и специального образования Мин- образования Мария Киндиренко. — А это должно привести к тому, что в частном репетиторстве, дополнитель­ном натаскивании абитуриентов, а сле­довательно, и денежных вложениях ро­дителей, уже не будет необходимости.

ЦЭ пройдут 14 и 21 мая на базе специально созданных пунктов. Их в стране будет около 150, то есть в ка­ждом районе. Доставлять учеников и сопровождать — обязанность школ, чьи учащиеся примут участие в ЦЭ. Если ребята по уважительным при­чинам не смогут пройти испытание в назначенные дни, предусмотрены ре­зервные: в мае, июле (совпадают с ре­зервной датой ЦТ) и августе.

Отличительно, что экзаменовать 11-классников будут по воскресеньям. Раньше, для сравнения, испытания проходили в будние дни.

Есть категории выпускников, ко­торым ЦЭ сдавать не нужно. Победи­телей республиканских олимпиад по учебным предметам освободят от двух экзаменов, а тех, кто стал лучшим на областном этапе, — от одного центра­лизованного. Выпускники Националь­ного детского технопарка, получившие рекомендации наблюдательного сове­та, тоже не сдают ЦЭ.

НОВШЕСТВО ВТОРОЕ:

ВСТУПИ­ТЕЛЬНЫЕ ИСПЫТАНИЯ В ВУЗ. Раньше, чтобы поступить в вуз, разре­шалось сдать четыре централизован­ных тестирования, а затем по числу баллов можно было выбирать специ­альности без всяких ограничений. Сей­час на руках у выпускников будут два сертификата ЦЭ, а в вузе надо пройти только одно ЦТ. Такая практика сори­ентирует абитуриентов на более чет­кий и осознанный выбор направления и исключит беготню по разным выс­шим учебным заведениям.

У ребят, которые идут учиться по це­левому направлению, а также на специ­альности творческого, гуманитарного профиля и физической культуры, ЦТ заменено внутренним экзаменом в вузе. А представителям профильных классов — аграрного, педагогического, а также военно-патриотического — не­обходимо проходить вместо ЦТ собе­седование. Смысл нововведения пояс­няет министр образования Андрей Иванец:

— Практика централизованного те­стирования, которая на протяжении последних лет проводилась в стране, во многом скрывала нашего абитуриента. Университеты видели первокурсников только 1 сентября, когда они уже при­шли учиться. Новый подход даст воз­можность увидеть будущего студента не только с точки зрения знаний, но и его мотивации, склонности к той или иной профессии.

НОВШЕСТВО ТРЕТЬЕ:

ЭТАПНОСТЬ КАМПАНИИ. Зачислять в вузы будут в несколько этапов. Вначале в число студентов попадут победители универ­ситетских и республиканских предмет­ных олимпиад. На 12 июня запланиро­вано зачисление целевиков. И только после этого пройдут ЦТ и конкурс на бюджетную и платную форму обуче­ния. Начальник главного управ­ления профессионального обра­зования Минобразования Сергей Касперович объясняет суть:

— В феврале состоится заключи­тельный этап вузовских олимпиад на базе всех региональных университе­тов. В марте одаренные ребята, заняв­шие 1 -3-е места, будут уже зачислены без вступительных экзаменов. Осталь­ные участники, если они четко знают, кем хотят быть и где работать, могут попробовать себя в формате целевой подготовки. Не получится на этих двух этапах — пойдут поступать по сертифи­катам двух централизованных экзаме­нов и одного тестирования.

Финальный этап приема в вузы — с 17 июля по 10 августа. В этот пери­од пройдет зачисление по конкурсу на бюджетную и платную формы обуче­ния. При этом университеты сохраняют возможность дополнительного набора.

НОВШЕСТВО ЧЕТВЕРТОЕ:

ОБЯ­ЗАТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА. Пакет документов, который нужно представить в вуз, в этом учебном году пополняется характеристикой по еди­ной для всех форме. В ней значатся 11 позиций о семейном статусе, нравствен­ных, деловых, коммуникативных каче­ствах выпускника, его психологических особенностях, участии в мероприятиях гражданско-патриотической и трудовой направленности, личных достижениях, успехах в творчестве и спорте.

Характеристика утверждается на пед­совете и подается вместе с заявлением о поступлении. На конкурсные баллы она влиять никак не будет. А вот на даль­нейшую судьбу в университете — зна­чительно. Из документа будут черпать сведения сотрудники деканатов и науч­ных кафедр, кураторы групп, руково­дители студенческих объединений по интересам. Благодаря характеристике в вузе станет проще определять потен­циальных лидеров групп и молодежных движений, а также быстро включать молодых людей в общественную, твор­ческую и спортивную жизнь.

МНЕНИЕ ПРАКТИКА:

ПО СПРА­ВЕДЛИВОСТИ. 28 января состоится репетиция централизованного экзаме­на. Содержание тестовых заданий от­слеживает специально созданная груп­па экспертов. В ее составе — лучшие педагоги-предметники со всей страны, а также специалисты Национально­го института образования, академии последипломного образования. Сре­ди них — Сергей Оберган, учитель химии средней школы № 1 г. Ляхо­вичи. Как член экспертной группы по химии он констатирует, что задания ЦЭ по предмету стали более сбалан­сированными. Изменилась структура теста. Теперь там больше заданий в ча­сти «Б», где учащийся должен решать сам, а не выбирать из предложенных вариантов. Это уменьшает вероятность случайных ответов, что делает оценку более объективной.

 

СКАЗАНО

Президент Беларуси Александр Лукашенко:

— Отвечают ли наши подходы и в ка­кой мере моему ключевому требова­нию — увидеть каждого абитуриента? При этом они должны обеспечить справедливое отношение и создать равные возможности для получения образования в высших учебных заве­дениях для всех поступающих… Всту­пительная кампания в вузы не должна быть лотереей или удачным стечени­ем обстоятельств для отдельных аби­туриентов.

На совещании по вопросам совершенствования вступитель­ной кампании в вузы, 2 декабря 2022 года.