О сотрудничестве Беларуси и России и переговорах президентов Александра Лукашенко и Владимира Путина

В понедельник в Минск прилетал Президент РФ Владимир Путин. Об этой встрече главы государств догово­рились еще в середине года. В центре внимания — стратегия сотрудничества в сфере экономики. Те вопросы, реше­ние которых помогает нашим странам совместно противостоять западным санкциям. Запад за визитом, к слову, наблюдал весьма пристально. Нагнетал и вбрасывал. Выдвигал конспирологи­ческие версии. Обсуждаем вместе с экс­пертами причины и итоги состоявших­ся на высшем уровне переговоров.

 

АНТИФЕЙК НА ВЫСШЕМ УРОВНЕ.

Итак, никакой конспирологии! Когда кто-то пытается раздавить экономику союзников, когда к границам недруги продолжают стягивать оружие, полити­ки, которые что-то решают, как верно подмечено в одном из государственных телеграм-каналов, ездят друг к другу и об­суждают совместные стратегии. И это тот самый формат партнерского общения, а кроме того демонстрация миру уважения и поддержки. Чего взвыл Запад и подпе­вающие им наши беглые, в принципе по­нятно. Деньги-то зарабатывать надо, как метко отметил Александр Лукашенко. Но Владимиру Путину в очередной раз при­шлось проговаривать прописные истины: вопрос не в поглощении, вопрос в согла­совании экономической политики. Так, как это делается во многих других инте­грационных объединениях. Все осталь­ное — это попытки недоброжелателей за­тормозить интеграционный процесс. Для того, чтобы не получить эффективных и опасных для них конкурентов на миро­вых рынках. Аналитик Белорусского института стратегических исследова­ний Алексей Авдонин развивает тему. Углубленная интеграция, отмечает он, от­нюдь не равна потере суверенитета:

— Любое интеграционное объеди­нение, те соглашения, которые сейчас действуют в рамках Союзного государ­ства, ЕАЭС, предусматривают в первую очередь взаимодействие суверенных, не­зависимых государств и ориентированы на углубление сотрудничества, будь то экономического, оборонного, политиче­ского, социального, образовательного, религиозного. Но модели поглощения ни один договор ни в рамках Союзного госу­дарства, ни в рамках ЕАЭС не предусма­тривает.

Хочу напомнить, что оппозицион­ные силы предпринимают попытки внести разногласия между Беларусью и Россией на протяжении последних лет 20 — 30. Делают все, чтобы не дать воз­можности провести любую интеграцию на постсоветском пространстве.

МЫ — НЕ КОНКУРЕНТЫ. Плечом к плечу наши страны нынче стоят неспро­ста. Против двух государств коллектив­ным Западом ведется самая настоящая экономическая война на уничтожение! Преодолеть любые кризисы, пандемии, санкции можно только сообща. Итак, уже сделано: осуществлено 600 из почти 1000 интеграционных мероприятий, намечен­ных к проведению до 2023 года, реализо­вана программа гармонизации валютного регулирования и контроля, подписано соглашение о совместной денежно-кре­дитной политике, унифицировано веде­ние бухгалтерского учета и финансовой отчетности. Запущена единая система прослеживаемости товаров, начал работу межгосударственный координационный центр таможенных служб. Осуществля­ются масштабные двусторонние проек­ты в промышленности, в сфере высоких технологий и инноваций… Российские и белорусские предприятия поддержи­вают тесные кооперационные связи, налажены взаимные поставки комплек­тующих и готовой продукции. Поли­толог Вадим Боровик подчеркивает: экономики двух стран являются вза­имодополняющими. Беларусь может произвести ту продукцию, а главное, того качества, которая устроит Россий­скую Федерацию, и заместить на рос­сийских рынках бывших партнеров РФ.

— Запад поставил своей целью осла­бить Россию настолько, чтобы она не могла оказывать свое влияние даже на региональном уровне, — комментирует эксперт. — Но это абсолютно не соответ­ствует нашим национальным интере­сам. Потому что даже при всем желании самостоятельно нам, как среднему ев­ропейскому государству, без поддержки Российской Федерации в экономиче­ской и военно-политической плоско­стях противостоять блоку НАТО или же экономическому давлению будет весьма проблематично. Поэтому сама жизнь диктует необходимость тесного сотрудничества. Тем более что оно есте­ственным образом сохранилось еще со времен Советского Союза. Мы сохрани­ли свою производственную базу и свой достаточно серьезный производствен­ный потенциал. Мы его в определен­ной степени модернизировали, однако, чтобы сделать это более серьезным об­разом, требуются дополнительные вли­вания — для введения наукоемкости, цифровизации.

В целом сотрудничество Беларуси ведется в разных плоскостях. Экономи­ка попросту является базисом, который позволяет сохранить социально эконо­мическую устойчивость и иметь воз­можность конкурировать в междуна­родной среде. Несмотря на то, что нам предрекали падение до 30 процентов ВВП (как минимум 20 обещали), мы видим, что ни белорусская, ни россий­ская экономика не получили никакого существенного удара. Мы, наоборот, демонстрируем вполне себе неплохую резистентность тем вызовам, которые существуют. Нарастили товарооборот почти до 40 миллиардов долларов. Нет никаких препятствий к тому, чтобы выйти к концу следующего года на 45, а может на 50 миллиардов долларов обоюдной торговли, если мы будем действительно качественно осваивать инвестиции, которые представляет нам в том числе Россия с целью модерниза­ции наших производств. Мы не конку­рируем друг с другом!

ГАЗ, А НЕ ТОРМОЗ. Еще одна важная тема, поднятая на переговорах, — по­ставки энергоносителей. Озвучивать подробности главы государств не стали. Александр Лукашенко лишь отметил, что удовлетворены результатами обсуждения в целом единого газового рынка, концеп­ции и ценообразования на ближайшие три года.

— С точки зрения рядового белорус­ского обывателя вопросы энергетики — это тепло в наших домах, свет, горячая вода, бесперебойная работа транспор­та, — объясняет политолог Алексей Беляев. — А кроме того, это обеспечение дешевыми энергоресурсами нашей про­мышленности и превращение ее продук­ции в конкурентоспособную на мировых рынках, пусть даже не западных.

Для нас очень важна себестоимость. А энергетика — это значительная часть себестоимости. Поэтому дешевые и до­ступные энергоресурсы для наших про­изводств — очень важный момент. Это позволит создать собственную продук­цию, которая попала под санкционный запрет, наполнить наши полки товарами. Постоянные же встречи двух лидеров — показатель того, что система работает и что интеграция у глав обоих государств на постоянном контроле. Что она важна и нужна и России, и Беларуси.

СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ШАГ ВПЕРЕД. И о вопросах безопасности. Эту тему не под­нять на переговорах попросту не могли. Тем более что многое уже сделано. Ве­дется совместное военное планирова­ние, действует региональная группи­ровка войск, проводятся мероприятия боевого слаживания боевых соединений и воинских частей двух стран… Новость от Александра Лукашенко: на боевое дежурство в нашей стране стали пере­данные Россией «С-400» и «Искандер». Кроме того, уже подготовлены само­леты, несущие «специфические бое­припасы». Сейчас ведется подготовка экипажей. Эксперт по национальной безопасности Александр Тищенко анализирует:

— Не мы втягиваемся в войну, в войну хотят втянуть нас. Чтобы нашим недру­гам было немного страшновато, чтобы охладить пыл танцующих и зигующих политиков, нужно сделать так, чтобы они и думать о таком перестали. Ува­жать и любить они нас не смогут, лучше пусть побаиваются. Кроме того, «С-400», «Искандер», самолеты — это наш ответ на милитаризацию границ НАТО. Образ­но говоря, если граница — это весы, то чаша стала уклоняться в сторону Запа­да. Поэтому чтобы их выровнять, нам и пришлось поставить на боевое дежурство стратегическое вооружение. Это серьез­ный стратегический шаг вперед!