Что такое настоящее бедствие, сотрудник Чашникского РОЧС Илья Михайлов знает не понаслышке

Что такое настоящее бедствие, диспетчер центра оперативного управления Чашникского РОЧС Илья Михайлов знает не понаслышке. Каждый раз, заступая на дежурство, он не исключает, что сегодня раздастся тревожный звонок.

Достаточно жизнерадостный и общи­тельный, мой собеседник может долго рассказывать о курьезных случаях и нелепых звонках. Но его тон момен­тально меняется, когда речь заходит о чрезвычайных ситуациях. Что касает­ся последних, то за годы службы Илье приходилось не только принимать сообщения о трагических случаях, но бывать в эпицентре событий. Впро­чем, обо всем по порядку.

История сотрудника отдела по чрез­вычайным ситуациям хоть и не насчи­тывает многие десятки лет, но все же по-своему интересна.

— Как пришел в эту сферу? Когда учился в школе, для нас организова­ли встречу с заместителем начальника РОЧС, — вспоминает спасатель. – Вот тогда я и загорелся идеей стать пожар­ным. Правда, сразу в специализиро­ванный вуз поступить не получилось. Но на службу в отдел в результате я все-таки попал.

Пожарный, старший пожарный, командир отделения, старший мастер газодымозащитной службы – Илья Михайлов перечисляет ступеньки в своей карьере, которые помогли на­копить необходимые навыки, зака­лить характер, а главное, понять: он все-таки сделал правильный профес­сиональный выбор. Последние пять с половиной лет его рабочее место – центр оперативного управления. И этот участок, уверен диспетчер, не менее важный, чем как говорится «на передовой».

— Ошибается тот, кто думает, что наша главная задача – принять звонок и отправить на место ЧС боевой рас­чет, — объясняет Илья Михайлов. – На самом деле ЦОУ – это центр коор­динации деятельности по ликвидации чрезвычайной ситуации. И от четких грамотных действий диспетчера здесь многое зависит.

Выяснить у позвонившего макси­мально точные координаты происше­ствия, его обстоятельства, успокоить панику и рассказать, как действовать в сложившихся обстоятельствах, при необходимости вызвать скорую, пра­воохранителей, при этом параллельно поднять караул по тревоге – на все про все у диспетчера есть считаные мину­ты. Оперативность – чуть ли не глав­ное требование в его работе. Но это – если что-то случилось. Остальное время занято заполнением необходи­мых журналов, систематизаций раз­ных сведений и другой рутиной, ко­торая, тем не менее, занимает важное место в функционировании отдела.

Наш разговор то и дело прерыва­ют звонки. Вместо приветствия на том конце провода слышат дежур­ное: «Пожарная служба. Чем могу по­мочь?». Правда, звонят сюда не всегда для того, чтобы получить помощь.

— Разные случаи бывают, — вспо­минает спасатель. – Как-то к нам по­ступило сообщение о том, что в боло­те тонет девочка. Как оказалось, пара любителей выпить возвращалась до­мой в нетрезвом состоянии. А в том болоте, куда угодила совсем не девоч­ка, а женщина, воды было как говорит­ся по колено. В РОЧС же позвонил ее спутник, который в силу алкогольного опьянения не смог адекватно оценить обстановку.

Отдельная тема – так называемые ложные вызовы. Как правило, таких нарушителей быстро вычисляют и привлекают к ответственности. Так что шутить подобным образом дис­петчер не советует.

А вот что действительно стоило бы сделать каждому, — постоянно дер­жать на контроле вопрос собствен­ной, а также безопасности родных и близких.

— Конечно, никто не исключает трагической случайности. Но все же большинство пожаров происходит из-за банальной халатности и пре­небрежения простыми правилами, — утверждает Илья. – Положились на «авось», эксплуатируя неисправную печь, не сочли нужным выйти поку­рить на улицу, вместо того, чтобы за­менить пробку, вставили в нее жучок. Продолжать этот список можно долго, а результат будет один – потери. И хо­рошо, если только материальные.

Галина ЖУКОВА