Чашничанин Петр Пашкевич всю срочную службу прошел в Афганистане

Кандагар, Кабул, Баграм, Джелалабад – названия этих населенных пунктов знакомы, наверное, всем, кто так или иначе слышал об Афганской войне.

Она легла тяжелым бременем на плечи не только военно- служащих, но и их родных, на долгие годы оставила отпеча­ток в памяти каждого, при­частного к тем событиям. Боль потерь и горечь от пережитого не утихли до сих пор.

Чашничанин Петр Паш­кевич в восемнадцать лет был призван на срочную службу в Вооруженные Силы СССР. Из д. Рыжанки, откуда парень ро­дом, троих ребят, в том числе и его, отправили в Афганистан. К счастью, все они вернулись на родину.

– Сначала проходили так называемую учебку в Ашха­баде, – вспоминает собесед­ник, – Через три месяца попал в Баграм. А после в составе мотострелкового полка от­правился в Панджшерское ущелье, что буквально в пя­тидесяти километрах от паки­станской границы. Сперва все казалось каким-то нереаль­ным, сказочным: незнакомая природа, люди другие, уклад жизни совсем иной. Горные вершины, покрытые снегом, завораживали. Высота гор не­имоверная. Все было на кон­трасте – жаркое солнце днем и холод ночью. Но потом дей­ствительность быстро привела в чувство. Всякое было.

Петр Николаевич не очень любит вспоминать годы служ­бы в Афгане, поэтому его рас­сказ достаточно лаконичен. Воевали, служили, помогали. Но случайная встреча в ходе одной из военных операций с односельчанином Вячесла­вом Кондратовичем за ты­сячи километров от родного дома стала поистине знаковой для белоруса. Это событие об­радовало обоих, и, вспомина­ет собеседник, эмоций было столько, что не передать сло­вами.

Наш земляк служил в Пан­джшерском ущелье всю сроч­ную службу.

– Разместились мы в ки­шлаке, оборудовали быт. Воды было мало. По ночам мне снился родной деревенский дом, казалось, что купаюсь в нашей речке Усвейке, кругом вода. Очень скучали по род­ным и близким. В ущелье было очень темно. Каждый день об­стрелы, кругом опасность, но такая служба, – резюмирует Петр Николаевич.

Участок, где проходил службу наш земляк, был из ряда самых сложных, о чем свидетельствуют докумен­тальные сведения из откры­тых источников. Как говорил один из командующих того периода, самая тяжелая обста­новка была в Панджшерском ущелье, где Афганистан как бы разрезается на две части, а ущелье тянется от западных границ страны почти до Китая. Командовал душманами на той территории известный Ах­мад Шах Масуд. Именно здесь были сосредоточены важ­нейшие транспортные пути и выстроена система сообще­ния между отрядами моджа­хедов. Деятельность была развернута значительная, так как этому способствовала специфика местности. Недале­ко был перевал Саланг, через который проходила основная магистраль для автоколонн, доставлявших грузы из СССР.

Домой наш земляк отпра­вился только в начале 1986 года. После возвращения на родину Петр Пашкевич начал строить свою, мирную жизнь. Появилась семья, родил­ся сын. Больше двадцати лет мужчина отработал на Чаш­никском льнозаводе. Сейчас тоже не сидит без дела, тру­дится на одном из предприя­тий района.

Листая альбом с семейны­ми фотографиями, ветеран Афганской войны повторяет: главная ценность – это мирная жизнь. И с этим утверждением невозможно не согласиться.

Наталия ШИРКО