Рассуждения (не) дилетанта: у кого правда, тот и сильнее

«Вот скажи мне, американец, в чем сила? Разве в деньгах? Вот и брат говорит, что в деньгах. У тебя много денег, и чего? Я вот думаю, что сила в правде: у кого правда, тот и сильнее».

Фраза Данилы Багрова из ставшего культовым россий­ского сериала «Брат» хорошо отражает центральную идею восточно-славянской мен­тальности. За 700 лет до это­го князь Александр Невский произнес перед решающей битвой подобные слова: «Не в силе Бог, а в правде».

В противоположность этому Блез Паскаль говорил когда-то, что «сила правит миром». А за полвека до него Фрэнсис Бэкон поставил знак равенства между силой и зна­нием, заложив одну из основ западной технократической цивилизации. Американская киноактриса и модель Сьюзи Паркер, словно отвечая на воп- рос Багрова, прямо заявляла, что главной силой в мире яв­ляются деньги. В этом – суть западной системы ценностей: сила в деньгах, сила в том, что можно продать.

Но вернемся к славянам. Для меня всегда странными представлялись поиски нацио­нальной идеи, которые актив­но ведутся в среде философов и политологов постсоветского пространства. Зачем создавать что-то искусственно? В глуби­не народного сознания всегда живет, объединяя нас, идея правды как высшей ценности.

Поздравляя соотечествен­ников с Днем Великой По­беды, об этом говорил и наш Президент. По его словам, «… правда Победы, и энергия со­зидания помогают белорусам быть сильнее».

В чем она, эта правда По­беды? Наверное, в знании, какой ценой достался нашему народу мирный май 45-го, кто отдал жизнь за то, чтобы он вообще наступил. Да, это все так. Но я лично убежден, что ответ сложнее и объемнее.

Выступая немногим рань­ше на Всебелорусском народ­ном собрании, Александр Лукашенко озвучил еще один тезис, непосредственно связанный с исторической па­мятью: «…белорусская нация формировалась на стыке за­падной и восточнославянской цивилизаций, на основе хри­стианства, но при подавляю­щем преимуществе правосла­вия».

У слов правда, справедли­вость, правый – один корень и одна евангельская основа. В притче Христа, описывающей Божий суд, именно с правой стороны от Создателя стоят честные и достойные люди. В то время как противополож­ным персонажам отведена ле­вая сторона.

Правда – это не только об истине. Это еще и о справедли­вости, верности, чести, совести и долге. В первую очередь о тех нравственных категори­ях, которыми издревле жил наш народ, которые помогли ему выстоять во время самых сложных испытаний. И кото­рые оказываются востребо­ванными сегодня.

Посудите сами, разве зна­ния поднимали в бой партизан в войне с Наполеоном, разве за деньги жертвовали своими жизнями советские солдаты в годы Великой Отечественной? А откуда брались силы у хруп­ких девушек-подпольщиц, чтобы, не сказав ни слова под пытками фашистских палачей, гордо идти на эшафот? Они бы ответили нам, если бы мы мог­ли их слышать – на их стороне была правда.

Та же правда, что уже в наше время давала силы опол­ченцам Донбасса в самые пер­вые годы украинской АТО отбивать атаки карателей со взятыми из музея ружьями, на снятых с постамента советских Т-34.

Да зачем далеко ходить, обратимся к событиям 2020- го. На стороне правды стояли плечом к плечу наши бой­цы внутренних войск, когда им в головы летели камни из брусчатки, молодые милицио- неры, которым обезумевшая толпа ломала и выкручивала руки. Но они не сдались, вы­стояли. Спина к спине вместе с Президентом не дали ввергнуть Беларусь в пучину управ­ляемого заокеанскими страте­гами хаоса, разжечь огонь еще одной войны. Верность долгу, честь и совесть – вот что такое правда Победы.

А еще правда в единстве, в дружбе – ведь именно обшей, советской, была та Победа. И в справедливости. Не дошел бы до Берлина солдат, не будучи уверенным, что сражается за свою, народную власть.

Лишь подменив правду ло­жью, дружбу – враждой, спра­ведливость – рынком, мож­но попытаться нас одолеть. Именно так одолели братскую нам Украину.

Но до тех пор, пока храним верность правде, мы сильней.