Что стоит за милитаризацией Польши и провокациями на границе, рассуждает Игорь Мартынов

Что стоит за милитаризацией Польши и провокациями на границе, рассуждает заместитель председателя Постоянной комиссии по национальной безопасности Палаты представителей Национального собрания Игорь Мартынов.

В сентябре на границе с Польшей было оживленно: польские воен­ные создавали предпосылки для пограничного конфликта. Вытес­няя беженцев на нашу территорию, они стреляли поверх голов. А до этого польский военный вертолет Ми-24 нарушил государственную границу страны на один километр под Берестовицей. Группировка у рубежей поляков недавно усилена на тысячу человек. Все это звенья одной цепи, ситуация на границе — очевидная угроза и попытка эска­лации конфликта. Но что за ними кроется?

— Скоро у наших соседей выбо­ры в парламент, — расставляет точ­ки над i Игорь Феликсович. — По­нятно, что правящей партии «Право и справедливость» нужно как-то оправдать свою воинственную ри­торику относительно нашей стра­ны. Не исключаю, что они рассчи­тывают вызвать ответную реакцию на свои провокации. В случае, если мы отреагируем, вполне возможно, их политики этим воспользуются.

Депутат приводит факт для раз­мышлений. На 2024 год в бюджете Польши запланировано повысить расходы на военные нужды до че­тырех процентов ВВП, это самый высокий показатель в Европе. Есте­ственно, такие огромные расходы требуют обоснования, ведь они тяжким грузом лягут на налогопла­тельщиков. Поэтому и необходим образ внешнего врага, которого лепят из бе­лорусов. Неоднократно озвучивались и планы увеличить численность польской армии до 300 тысяч человек. Игорь Мартынов подчеркивает:

— Понятно, что и сей­час спонсируется мили­таризация, в том числе зарубежными куклово­дами. Для них это еще и рынок сбыта, ведь заку­пают танки «Абрамс», самолеты F-35, ракеты Patriot. И большая доля этих расходов неизбеж­но ляжет на простого поляка. В обществе это понимают, есть те, кто продвигают политику добрососедства. Но пра­вящие элиты стараются не допустить их к власти. В то же время голос разума не заглу­шишь: адекватные поляки видят, что белорусы им не враги.

Политические элиты чувствуют себя крайне неуверенно перед кри­тично настроенным электоратом, предпринимают попытки отвлечь внимание на внешние угрозы. Не исключено, что провокации на бе­лорусской границе могут иметь еще одну цель. Если у правящей партии не выйдет удержаться у власти, мо­гут объявить чрезвычайное поло­жение. И о такой вероятности уже говорят в СМИ.

Так что же все-таки такое мили­таризация Польши и провокации на границе: предвыборный хайп или реальная угроза?

— Думаю, на данном этапе уже не стоит уповать, что опасности не существует, — говорит эксперт. — Польша сегодня примеряет на себя доспехи жандарма Европы, ей не чужды имперские амбиции. Она уже не раз высказывала притязания на чужие территории, причем не только в Беларуси, но и в Украине, Германии. Напомню, что в той же Украине продвинули возможность для поляков занимать руководящие должности в органах управления, а для полиции — право действовать на территории западных областей. Вспомним воинственную риторику Польши против единения Белару­си: наш День народного единства 17 сентября с границами 1939 года им поперек горла. Риторика — это одно, армия — это уже реальность. Беларусь должна быть готова к про­вокациям и понимать, что за ними может скрываться.

Галина ЖУКОВА