Расскажем о братской могиле и памятнике погибшим в годы Великой Отечественной войны, что в Краснолуках

Продолжая рубрику, в которой рассказываем о воинских захоронениях, находящихся на Чашниччине, переместимся сегодня в Краснолуки. Здесь своя история у братской могилы и памятника погибшим в годы Великой Отечественной войны.

Большую работу по восстановлению памяти о судьбе защитников Родины, прах которых покоится в воинском захоронении на территории деревни, провели ребята и преподаватели местной школы. Благодаря этому сохранились бесценные документы прошлого, со страниц которых к нам обращаются люди, отдавшие жизни за Победу и погребенные под скорбным обелиском рядом со зданием сельского клуба.

Вот, например, строки из письма к сыну уроженца Алтайского края Степана Оськина, героически погибшего при изгнании оккупантов с нашей земли в 1944-м: «Сынок, я твое счастье и всех маленьких, как ты, буду крепко и самоотверженно защищать от всяких врагов нашей Родины. Будешь учиться в школе, уважай учителей и старших товарищей, будь примерным везде и всюду. Я был народным учителем, воспитывал подрастающее поколение в коммунистическом духе, будь и ты таким».

Как отметит позже племянница Степана Трофимовича, «он очень любил Жизнь, но не жалея отдал ее за свободу, за счастье детей и всего человечества». Было ему 29 лет.

На обелиске значатся 16 фамилий, но похоронено здесь намного больше советских патриотов. Имена еще 19 человек спасли от безвестности юные следопыты из Краснолук. Большинство из нашедших последний покой на здешней земле – жители Чашникского и граничивших с ним районов Витебской и Минской областей: партизаны бригад Кириллова, Гудкова, имени Заслонова, «Чекист», «Штурмовая». Несколько человек – солдаты и офицеры 3-го Белорусского фронта, погибшие при освобождении республики от врага.

Как живые встают перед нашим взором герои. Они, как учитель Оськин с Алтая, были в обычной жизни мирными людьми. Война за родную землю и за свой народ навеки сделала бессмертными их имена. Вот Даниил Машкей – колхозник из Богушевского района. Будучи командиром взвода разведки партизан, в июле 1944-го года он вел наступление на превосходящую по силам группу фашистов. Своим бесстрашием и дерзостью Даниил Яковлевич предопределил исход сражения, но сам погиб в неравном бою. Семнадцатилетний паренек Коля Хващевский из Толочинского района, умерший от ран летом 1944-го, как указано в скупых строках наградного листа, проявил себя отважным разведчиком, приносил точные данные о противнике. В результате бригаде удавалось легко проводить боевые операции.

Девятнадцатилетняя Нина Барковская работала в хозяйственной части отряда «Мститель»: стирала белье, готовила пищу. Нам не известны обстоятельства ее гибели, но и она вместе с остальными похоронена в братской могиле в Краснолуках.

А вот предсмертный рассказ двадцатилетнего младшего лейтенанта Петра Кащеева: «На фронт я ушел добровольцем и оказался в партизанском отряде бригады Алексея, действующей на территории многих районов Беларуси, в том числе и Чашникском. На моем боевом счету более 20 боев с немецко-фашистскими захватчиками, 60 убитых фашистов. За заслуги перед Родиной в 1944 году представлен к награде «Орден Красной Звезды». 28 июня 1944 года Чашникский район был полностью освобожден от немецко-фашистских захватчиков. Враг отступал в сторону Борисова, когда 2 июля 1944 года меня смертельно ранило. Я не чувствую боли, в голове лишь мысли о матери, которую я больше не увижу. Как она без меня?».

Уже после войны, в 1964 году на самом высоком месте деревни воздвигли памятник в виде воина с опущенным знаменем. Мемориал был позже дополнен кенотафами павшим в годы Великой Отечественной войны жителям Краснолук и близлежащих деревень.

Герои, погребенные здесь, до конца выполнили свой долг перед Родиной. Они отвоевали нашу свободу, защитили счастье своих детей и внуков. А за нами остался долг памяти, символом которой служит приспущенное в вечной скорби знамя в руках советского солдата, застывшего зорким часовым над братской могилой.