11.12.2024
Главное Год качества Общество

Лукашенко назвал пять главных проблем в системе высшего образования и ждет их решения

  • 13 февраля, 2024
  • 1 min read
Лукашенко назвал пять главных проблем в системе высшего образования и ждет их решения

 Президент Беларуси Александр Лукашенко на встрече с членами Республиканского совета ректоров вузов назвал пять главных проблем, характерных для системы высшего образования, и ждет их решения.

Проблемные вопросы, которые обозначил глава государства, касаются востребованности и качества национального образования, распределения и отработки после обучения, ситуации с кадрами в профессорско-преподавательском составе, а также идеологической и воспитательной работы со студентами.

О спросе и предложении на рынке труда

“Проблема первая: разрыв между спросом и предложением на рынке труда. Мы как будто забыли, как в 90-е начали готовить толпы юристов, экономистов, которые, получив диплом, пошли работать таксистами и разносчиками пиццы. Да и сейчас после окончания вуза многие выпускники работают не по профилю”, – заметил Президент, добавив, что неоднократно обращал внимание на эту тему.

“Подготовка непрофильных специалистов, низкая закрепляемость на первом рабочем месте, уход из профессии – это непозволительная роскошь для нашего государства. Что, нам деньги некуда девать? А если учесть, сколько государство платит, то что это, если не экономическое преступление?” – подчеркнул Александр Лукашенко.

О востребованности отечественного высшего образования

Вторая проблема, на которую обратил внимание Президент, – стремление выпускников получить высшее образование за границей. “Это что за мода? Или объективный выбор? – заявил глава государства. – Это будущая элита государства. Нашего государства. Как вы за них боретесь? Конкретный вопрос, на который я хотел бы услышать конкретный ответ. Конечно, они могут вернуться, но с совершенно перевернутым сознанием”, – сказал Александр Лукашенко.

“И почему БГУ, БНТУ, медицинские университеты или БГУИР не являются для наших вундеркиндов приоритетом для поступления? – задал вопрос глава государства. – И как вы работаете со школами? Как презентуете себя выпускникам? Как взаимодействуете с предприятиями, которые должны быть заказчиками кадров?”
Об омоложении кадров в науке и преподавательском составе

Президент констатировал, что молодежь не слишком охотно идет в науку и преподавание, и это третья проблема для системы высшего образования. “А мы при этом еще и позволяем себе разбрасываться высококвалифицированными специалистами. Не думайте (обращаюсь к руководителям вузов), что на ваш век хватит преподавателей”, – сказал глава государства.

Профессорско-преподавательский состав стареет, но проблема, как подчеркнул Александр Лукашенко, не в возрасте. “Мы всегда бережно относимся к наработанному годами опыту и мудрости. Дай бог многим сил и здоровья как можно дольше делиться своими знаниями с молодежью, – сказал глава государства. – Беспокоит другое. Хотелось бы видеть достойную смену. Завтра, после нас кто будет? Особенно по тем специальностям, в которых остро нуждается наша страна сегодня и есть перспектива в будущем”.

О связи образования и политики

“Образование никогда не было и не может быть вне политики. Вы не просто даете профессию, вы формируете мировоззрение молодых людей, – обратил внимание Президент, говоря о следующей проблеме в системе высшего образования. – Скажу прямо: вы первые отвечаете за национальную безопасность и несете ответственность за сохранение суверенитета страны. Если среди вас до сих пор работают люди, которые не разделяют наши подходы и нашу политику, государственную идеологию, если вы трудоустраиваете вчерашних шатателей “режима”, то какие выводы я должен делать о вас? Вопрос для размышления и принятия решений”.
Об идеологической и воспитательной работе с молодежью

Пятой проблемой для системы высшего образования Александр Лукашенко назвал неудовлетворительную идеологическую и воспитательную работу с молодежью. По этому поводу у Президента много вопросов к вузам, Министерству образования, правительству, Администрации Президента, молодежной организации.

“О чем говорить, если отдельные преподаватели, мягко говоря, сами не являются образцами патриотизма. Что мы можем требовать от студентов, если, например, профессор не может или не хочет компетентно ответить им на сложные жизненные, политические вопросы? – риторически спросил глава государства. – В такой ситуации никакие концерты, шоу-программы и прочие флешмобы не научат детей искренне любить Родину, уважать старшее поколение, беречь историческую правду”.

Источник БЕЛТА
Поделиться в: