Что стоит за визитом Лукашенко в Монголию и какие стратегические перспективы это открывает для Беларуси? Рассказываем новые подробности
Государственный визит Президента Беларуси в Монголию будут обсуждать еще очень долго. И не потому, что это был первый в истории двусторонних отношений визит на высшем уровне. Главы государств не только договорились о дружбе и сотрудничестве, восстановлении некогда тесных отношений, существовавших еще во времена Советского Союза, но и наметили конкретную дорожную карту. Почему Монголия и почему именно сейчас? В новом выпуске YouTube-проекта БЕЛТА “По факту: решения Первого” мы рассказываем, как Страна вечно синего неба встречала белорусского лидера, о чем президенты говорили один на один и каких договоренностей достигли, чем Монголия удивила Александра Лукашенко и зачем он подарил своему коллеге целый “табун” белорусских лошадей. А также попробуем ответить на вопрос, что стратегически дает Беларуси выход на монгольский рынок?
Минск и Улан-Батор разделяет без малого почти 7 тыс. км пути. Но наши страны гораздо ближе друг другу, чем может показаться на первый взгляд. Еще во времена Советского Союза белорусы внесли значительный вклад в развитие Монголии, принимали непосредственное участие в строительстве разных объектов. А в декабре 1991 года Монголия стала третьей по счету страной, признавшей независимость и государственный суверенитет Беларуси.
Да, нынешний президентский визит первый в истории двусторонних отношений, но на самом деле Александр Лукашенко уже посещал Монголию – еще в депутатские годы и как раз в момент заключения дипломатических отношений между странами.
Все это время Беларусь и Монголия старались поддерживать отношения на политическом уровне. Александр Лукашенко встречался с монгольскими коллегами на саммитах в Уфе и Циндао. Поступательно развивались и экономические связи. Но пришла пора открывать качественно новый этап в двустороннем сотрудничестве.
Как готовился визит Лукашенко в Монголию
Главу белорусского государства в Монголии ждали с нетерпением. Как рассказывали в кулуарах, Президент Ухнаагийн Хурэлсух держал подготовку визита на личном контроле, еженедельно принимая с докладами сотрудников МИД. И все это неспроста: в декабре прошлого года на полях климатического саммита в Дубае он напомнил Александру Лукашенко, что ждет его в гости, а значит, надо держать марку.
В марте вместе с представительной делегацией Улан-Батор посетил министр иностранных дел Сергей Алейник. Во время встречи с монгольским лидером он передал ему послание от Александра Лукашенко, в котором Президент подтвердил готовность посетить Монголию и выразил надежду на содержательное наполнение своего визита.
Глава белорусского МИД тогда посетил несколько министерств и предприятий, пообщался с представителями государственных органов и бизнес-сообщества. Как выяснилось, в Монголии следят за новостями из Беларуси.
У монгольского предпринимателя также есть бизнес в горнорудной промышленности, поэтому он не понаслышке знаком с карьерной техникой БЕЛАЗ. “Она очень мощная и качественная. Мы ее очень ценим. Белорусы очень справедливые и трудолюбивые люди. В современном мире многие любят все это делать напоказ, но белорусы это делают от чистого сердца. Мы будем укреплять нашу дружбу и расширять наше сотрудничество”, – заявил бизнесмен.
Почему визит Лукашенко в Монголию называют историческим
Встреча и знакомство двух президентов состоялись в первый рабочий день. Это не показывали в СМИ: после посещения Национального музея Чингисхана Александр Лукашенко направился в загородную резиденцию монгольского лидера. Встреча длилась более двух часов и завершилась обменом подарками. Наверняка многие вопросы президенты предварительно уже обсудили там, поэтому состоявшиеся на следующий день официальные переговоры были не просто разговором коллег или партнеров: стороны начали связывать – без преувеличения – братские отношения.
“Этот визит имеет историческое, особое значение, так как открывает новую страницу в теплых и тесных отношениях, направлен на укрепление партнерства между двумя странами”, – заявил во время переговоров Ухнаагийн Хурэлсух.
В целом же две страны во многом похожи. Обе зажаты между двумя империями, как отметил белорусский лидер. Если в случае Беларуси это Россия и Евросоюз, то Монголия расположена между Китаем и Россией. В этом плане Александр Лукашенко поддержал нынешнюю внешнюю политику Монголии, которая проводит ее очень тонко и аккуратно, балансируя между этими силами. Тем более страна обладает колоссальными природными богатствами, и это благо нужно сберечь и защитить.
“От всей души, от всей нашей делегации белорусского народа желаю вам быть сильными, чтобы выжить в этом мире и сделать монгольский народ заслуженно богатым и великим. Великий Чингисхан всегда учил: чтобы чего-то достичь, каждому надо на своем месте делать свое дело. А власть должна быть жесткой, твердой, как кулак. Растопыренными пальцами власть никто не держит”, – подчеркнул Александр Лукашенко.
Интересно, что в узком составе Александр Лукашенко и Ухнаагийн Хурэлсух проводили переговоры хоть и в здании Государственного дворца, но в традиционной монгольской юрте, установленной в одном из залов здания. Это – дань традициям, которые в Монголии особо чтят.
- Лукашенко предлагает Монголии определить три-четыре основных проекта в развитии сотрудничества на первом этапе
- Лукашенко заявил о намерениях Беларуси развивать сотрудничество с Монголией по широкому спектру направлений
- Президент Монголии: государственный визит Президента Беларуси укрепит двусторонние отношения и сотрудничество
В дополнение к этому около полутора десятков договоренностей заключены во время проходившего одновременно в Улан-Баторе бизнес-форума. Их финансовое выражение – не менее $20 млн.
Конечно, пока товарооборот между Беларусью и Монголией совсем небольшой и даже мизерный, как назвал его Александр Лукашенко. Это около $30 млн по итогам 2023 года. Но главное, что есть желание и чисто человеческая основа для сотрудничества.
“Мы не страдаем гигантоманией. Мы прекрасно понимаем наши отношения и свое место в отношениях Монголии с другими странами. Мы бы хотели с чего-то хорошего, великого начать с вами. Три-четыре проекта, чтобы мы могли убедить и ваш народ, и руководство страны, и журналистов, и вашу оппозицию, что мы что-то можем. Давайте эти три-четыре проекта определим, и мы вам покажем, что мы можем с вами сотрудничать не хуже, чем вы сотрудничаете с этими великими империями. В вопросах сотрудничества с вами мы абсолютно открыты”, – заявил белорусский лидер.
Впрочем, уже по итогам этого визита пакет подписанных документов свидетельствует о наличии гораздо большего числа проектов и перспективных направлений, нежели три-четыре, о которых упомянул Александр Лукашенко. Каждая такая договоренность отвечает целям и задачам таких национальных программ Монголии, как “Видение-2050”, “Продовольственная революция”, “Миллиард деревьев” и другие.
“Мы – ваши самые близкие друзья и братья. И мы с Президентом в экономике докажем, что мы многое можем здесь сделать. Не меньше, чем империи, с которыми вы граничите, и развитые государства. Я этого очень хочу, и мы это сделаем”, – подчеркнул Александр Лукашенко.
“На встрече глав государств обсуждалась тема совместного выхода на рынки Юго-Восточной Азии. То есть мы можем здесь что-то собирать, удовлетворять потребности монгольской стороны и одновременно со своей продукцией двигаться дальше. Интересная тема звучала по вагонам: есть нужда у монгольских железнодорожников. Мы могли бы рассмотреть возможность не только прямой поставки, но и создания сборочных производств”, – отметил Чрезвычайный и Полномочный Посол Беларуси в Монголии Дмитрий Горелик.
Что Лукашенко подарил Президенту Монголии
Ухнаагийн Хурэлсух подарил белорусскому коллеге пару монгольских скакунов каурой масти. Им дали клички Мир и Хуткi. Александр Лукашенко тоже не оставил Президента Монголии без подарка и презентовал ему целый “табун” белорусских лошадей – два надежных минских трактора.
“Советую научиться. Очень хорошая техника. В следующий раз я приеду – ты мне покажешь, как ты управляешь этим трактором”, – предупредил белорусский лидер.
Какие перспективы открывает для Беларуси выход на монгольский рынок
Визит Александра Лукашенко в Монголию (на минуточку, четырехдневный) был насыщенным и колоритным. Но скептики могут возразить: “Зачем столько шума поднимать вокруг отношений с Монголией, торговля с которой у нас не в приоритете? Да и менталитет у монголов, несмотря на наши исторические связи, совершенно другой”. Мол, не сработаемся. А вот тут и начинается самое интересное. Давайте по порядку.
Посещение Монголии Президентом планировалось и готовилось в русле стратегии по развитию отношений со странами дальней дуги. Этому сегменту Беларусь уделяет особое значение в рамках политики по диверсификации экспорта, и неприоритетных направлений здесь быть не может. В этом плане белорусско-монгольское сотрудничество выглядит очень даже уверенно.
И потом, эксперты считают, что будет ошибкой воспринимать наши отношения с Монголией как исключительно двусторонний проект. Перспективы здесь могут быть гораздо шире. Какие же они?
“Надо находить точки роста совместно с нашими стратегическими партнерами – это Китайская Народная Республика, Российская Федерация. Сегодня товарооборот России и Монголии в районе $2,5 млрд, к 2030 году будет $5 млрд. У них реализуются очень большие инвестиционные проекты. Поэтому, мне кажется, надо не только с Монголией работать, а надо работать и с российскими инвесторами в этом регионе: тот же “Росатом”, КАМАЗ, “Ростех”, – считает экономический аналитик, кандидат экономических наук Георгий Гриц.
Аналитик Белорусского института стратегических исследований Антон Дударенок в свою очередь заметил, что в Монголии очень серьезно вырос объем внутренних грузоперевозок – практически на 70%. Растет и объем перевозок по маршруту Китай – Европа через монгольский сухопутный порт Эрэн-Хото.
“И Беларуси очень повезло, что мы именно сейчас вышли на Монголию, на повышение уровня отношений с этой страной: у нас есть возможность подключиться к экономическому коридору Россия – Монголия – Китай и развивать совместные проекты. Мы могли бы использовать транспортные возможности, возможность участия в совместных экономических проектах и в целом в развитии общего евразийского пространства”, – сказал Антон Дударенок.
Да, емкость монгольского рынка относительно небольшая. И Беларусь не сможет заполнить всю страну своей продукцией. Поэтому странам необходимо смотреть дальше: сперва поставки, затем совместные производства и в итоге – выход на рынки третьих стран, как рассказал белорусский посол. Почему бы и нет?
“Как с любыми другими странами (неважно какими – азиатскими, европейскими, латиноамериканскими, африканскими), торговля строится на чем – на доверии, на взаимном уважении, на взаимовыгодных условиях сотрудничества. У белорусов есть соответствующие компетенции, у нас есть технологическая, научная основа. Мы на территории Монголии не просто можем, а должны и будем работать. Так же, как работаем в других странах, с учетом, конечно, местной ментальности. Торговля есть торговля. Гуманитарное сотрудничество есть гуманитарное сотрудничество. Политическое взаимодействие есть политическое взаимодействие. Я не думаю, что здесь есть какие-то опасности, что из-за того, что мы находимся далеко и у нас немного разное происхождение, мы не можем плотно сотрудничать. Наоборот, мы должны дополнять друг друга”, – убежден Дмитрий Горелик.
В чем главная основа визита Лукашенко в Монголию
- Президенты Беларуси и Монголии подписали договор о дружбе и сотрудничестве двух стран
- Дорожная карта сотрудничества Беларуси и Монголии до 2026 года подписана в Улан-Баторе
Возможно, поэтому основная часть визита белорусского лидера в Монголию состояла из неформальных мероприятий. За официальными формулировками и лаконичными сообщениями важно увидеть главное – Беларусь и Монголия намерены развивать братские отношения и транслировать эту философию на другие страны и регионы.