Журналист поработал фармацевтом и узнал о тонкостях профессии

Продолжаем рубрику и отправляемся в центральную аптеку №27 Чашникского района, где день проработаем в роли фармацевта.

Обучать этому нелегкому делу будет Анастасия Спруж, заместитель заведующего аптекой. Мне заранее сказали прийти в 7:50, чтобы открыть аптеку, включить кассы, переодеться. После этого Анастасия проводит обход.

— Наша аптека первой категории, то есть является производственной, — начинает мой наставник, когда мы заходим в первую комнату. — Поэтому в наши обязанности входит изготовление экстемпоральных лекарственных форм по рецептам врачей. В основном это лекарства для детей до года. Для работы необходимо подготовить помещение, для этого утром проводим бактерицидное облучение кабинета. И примерно с 10 утра можем приступать к изготовлению препаратов, если на них поступили рецепты.

Далее переходим к помещению со стеллажами для лекарств, где находится большое количество медицинских препаратов. Я даже в какой-то момент теряюсь и возникает вопрос, как это все запомнить.

— Да, ассортимент у нас обширный, — подтверждает Анастасия, — более 5000 наименований. Лекарственные средства хранятся в соответствии с их фармакотерапевтической группой и в зависимости от их физико-химических свойств. Для некоторых препаратов нужны особые условия хранения, что нужно учитывать. Когда я только пришла работать, у нас были старые кассы без компьютеров. Это было намного сложнее, ведь нужно было запоминать, где что лежит и что есть в наличии. Приходилось заранее изучать ассортимент. Сейчас же с системой работать проще.

Мы проходимся по рядам, и я запоминаю: обезболивающие, НПВС, сердечные, анксиолитики, витамины – все лежит по группам. Помимо освоения большого количества информации, мне придется постоянно быть на ногах и в движении. Да, будет не просто. Но Анастасия успокаивает и подбадривает меня — все через это проходили, дело привычки.

— В 2016 году я окончила фармацевтический факультет Витебского государственного ордена Дружбы народов медицинского университета и пришла работать в эту аптеку, — рассказывает фарм-
работник. — Пять месяцев была провизором-интерном, поэтому со мной всегда был кто-то опытный. После чего сдала квалификационный экзамен и теперь могу быть наставником для других. Поэтому понимаю, как сложно быть молодым специалистом.

Спрашиваю, в чем разница между провизором и фармацевтом. Если медик получил высшее образование, то он считается провизором, а если среднее специальное — то фармацевтом. Узнав свою временную должность, становлюсь за кассу.

Покупателей много, основной поток с 11 до 14. Интересуюсь, какие лекарства востребованы в каждом сезоне. Осень-зима — противопростудные препараты, антибиотики, противокашлевые. Летом — SPF крема, репелленты, противоожоговые, от отравления. Весна — сезон пластырей. Анастасия уточняет, что от сезонности цены на лекарства не меняются.

Для качественной работы нужно знать стандарты обслуживания населения. По нему клиенту изначально предлагаются лекарства среднего ценового сегмента. Если для покупателя это дорого, то рекомендуются препараты исходя из бюджета человека. К окошку подходит покупатель с льготным рецептом. Интересуюсь, какие есть виды льгот.

— Льготные рецепты выдаются пациентам с инвалидностью 1-3 группы, детям до трех лет, ветеранам ВОВ, по перечню заболеваний, утвержденных Министерством здравоохранения, — поясняет Анастасия. — Если человек сам не может прийти, то лекарства могут приобрести родственники или социальный работник.

Главное правило — всегда забирать рецепты. Это бланк строгой отчетности. Если препараты отпускались на льготных условиях, то на основании рецептов поликлиника возмещает стоимость данных лекарственных средств.

На протяжении дня вспоминаю истории о том, как клиенты показывают фармацевтам свои проблемы, чтобы те предложили методы лечения. И спрашиваю у Анастасии, были ли у нее такие случаи.

— Да, когда покупатель не может объяснить, какие именно у него симптомы, он показывает место проблемы, — с улыбкой рассказывает мой наставник. — Но такое бывает редко. В основном меня забавляют выдуманные слова, когда не могут вспомнить название препарата. Раньше продавалась спиртовая настойка «Ламивит» — в народе ее называли ламинат. Глазные капли «Тауфон» — тайфун. Это веселит и поднимает настроение.

Под конец дня понимаю, что очень устала. Большой поток покупателей, подвижная работа, много новой информации. Работе с людьми обязательно нужно учиться, потому что каждый приходит с разными настроением и запросом. И нужно выслушать, решить проблему.

— Необходимо обладать эмпатией и стремлением к помощи, без этого тут никак, — подтверждает фармработник. — Помогаем не только людям, но и животным. Клиенты иногда приходят с ветеринарными рецептами и покупают препараты для своих подопечных.

Работы было много, но дружный коллектив помогал и подбадривал. А еще поднимали настроение чуткие покупатели. Я сделала вывод, что для работы в этой сфере нужно обязательно любить свое дело и быть для покупателя другом.

 

Поделиться в: