Каждый ответственен за результат. Эксперты — о дисциплине и качестве государственного управления

И вновь о дисциплине и личной ответственности каждого за результат. Президент Александр Лукашенко на минувшей неделе подписал Директиву № 11 «О совершенствовании функционирования системы органов власти и управления, усилении исполнительской дисциплины».
Документ принят в развитие указов «О пятилетке качества», «Об усилении роли председателей исполнительных комитетов базового уровня в развитии регионов» и направлен на кардинальное повышение эффективности функционирования системы органов государственной власти, управленческой деятельности, усиление исполнительской дисциплины, социально ответственного отношения каждого к труду. Разбираем вместе с экспертами, что означает для страны данная директива и почему она настолько актуальна.
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫЕ РЕШЕНИЯ ГЛАВЫ ГОСУДАРСТВА. Итак, об этой директиве говорят как о логичном и последовательном продолжении той политики, которую Александр Лукашенко ведет на протяжении трех десятков лет своего президентства. Акцент на дисциплину и самодисциплину, исполнительность, повышение эффективности, достижение результата Глава государства делал всегда.

— Это не тенденция последнего времени, — обращает внимание депутат Палаты представителей Национального собрания, генеральный директор Национальной библиотеки Вадим Гигин.
— Это, собственно, то, с чем Президент приходил к власти в 1994 году. Когда мы с вами голосуем за нашего Главу государства, мы голосуем именно за этот стиль — требовательный, нацеленный на результат и повышенную дисциплину. И требователен Александр Лукашенко как к своей команде, так и прежде всего к самому себе. Назначая новое поколение руководителей, он транслирует этот посыл и им. Но речь в данном случае не только о руководителях (хотя о них в первую очередь), а о каждом специалисте. В директиве все расписано очень четко. Если же вчитаться между строк, то основная мысль следующая: если что-то делаешь — смотри на результат, залог успеха — твоя дисциплина, планируя — выполняй. За годы президентства Александра Лукашенко у нашей страны сложился имидж.
У нас есть порядок, дисциплина, эффективность. Кроме того, когда руководитель прячется за спиной Президента, когда уклоняется от принятия решений, когда перекладывает ответственность «наверх», а перед подчиненными оправдывается: мол, я же хочу, но меня держат за пиджак — такая тенденция приводила порой к не очень хорошим результатам во многих регионах. Поэтому теперь ключевое напутствие — «принимай решение». Посоветуйся, согласуй, но принимай. А перекладывать ответственность не нужно.
ПЛАНЫ НА БЛИЖАЙШУЮ ПЯТИЛЕТКУ. От общего — к частному. Вот лишь несколько акцентов директивы, которые прописала в своем сообщении пресс-служба Главы государства. В соответствии с директивой недопустимо вмешательство государственных органов, должностных лиц в компетенцию друг друга. Исключаются формирование и функционирование советов, комиссий, групп, других экспертных и консультативно-совещательных структур, подменяющих государственные органы, кроме непосредственно предусмотренных законодательными актами. Запрещается необоснованное проведение совещаний, в том числе в дистанционном формате. Документом предусматривается внедрение в практическую деятельность современных цифровых технологий в государственном управлении, повышение эффективности служебных командировок, проведение обязательной оценки состояния исполнительской дисциплины в государственном органе, учет ее при продлении либо заключении с руководителем этого органа контракта на новый срок, принятии решений по результатам аттестации данного руководителя, повышении его в должности, представлении к государственным наградам. Директива содержит нормы о необходимости упорядочить процесс сбора информации и сократить избыточные запросы в адрес юридических лиц, а также обеспечить информационную безопасность.
— Дисциплину не стоит путать с организацией бесконечных проверок, совещаний, разного рода контрольных мероприятий со стороны вышестоящих инстанций либо перекрестного контроля. Наоборот, когда происходит чрезмерное нагнетание алармистских настроений бесконечными совещаниями, рабочими группами, летучками и так далее, это вносит в работу органов государственной власти ненужный сумбур и хаос.

Директивой № 11 Глава государства стремится добиться повышения качества эффективности государственного управления, что, в свою очередь, будет способствовать реализации тех амбициозных задач, которые определены на ближайшую пятилетку. Необходимо понимать, что такого рода нормативные документы рождаются не на пустом месте, а на основе ранее полученной и тщательно проанализированной информации. Видимо, в определенных ведомствах, организациях, в том числе на местах, несколько перебарщивают с бюрократией. Я напомню, что есть еще одна директива Президента — о дебюрократизации государственного аппарата, которая не всегда выполняется в полной мере. В этой связи, конечно, необходимо наведение порядка: упорядочить систему принятия решений, избавить госслужащих от несвойственных им функций и перевести все эти процедуры вроде межведомственных рабочих групп и собраний в более оперативный режим, — говорит депутат Палаты представителей Национального собрания Александр Шпаковский.
ОТВЕТСТВЕННОЕ ОТНОШЕНИЕ К ТРУДУ. Депутат Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь Виктор Азарёнок считает, что Директива будет хорошим импульсом для более четкого и эффективного взаимодействия государства и белорусов.

– Для того, чтобы успешно развиваться завтра, сегодня нам необходимо повысить эффективность функционирования системы органов государственной власти и управленческой деятельности, а также усилить исполнительскую дисциплину на всех уровнях. И мы понимаем, что один из ключевых моментов здесь – ответственное отношение к труду каждого отдельно взятого человека, – подчеркнул Виктор Владимирович.
Во-первых, недопустимо вмешательство государственных органов и должностных лиц в компетенцию друг друга. Каждый должен заниматься своим делом. Во-вторых – необходимо исключить формирование и функционирование всевозможных дублирующих друг друга советов, комиссий, всевозможных экспертных и консультативно-совещательных структур, а также необоснованное проведение совещаний и заседаний, не несущих никакой конкретной пользы.
Необходимо повышение эффективности служебных командировок, которые зачастую также отличаются низкой результативностью, а значит, по сути, оказываются просто пустой тратой времени и государственных средств. Каждое мероприятие должно быть четко спланировано, содержать максимум полезной и актуальной информации.
Кроме того, считаю необходимым пересмотреть требования к ведению отчетной документации: никому не нужны десятки формальных отчетов – нужны краткие, информативные и достоверные сведения. Поэтому руководители всех уровней особое внимание должны уделить качеству их подготовки.
– Профессиональный рост каждого из нас зависит не только и не столько от возможностей, которые дает для развития государство, но и от личных усилий. Развитие страны невозможно без развития и роста ее граждан, – отмечает депутат. – Сегодня конкуренция на международных рынках очень высока, а мы, к тому же, работаем и живем в условиях жестких незаконных западных санкций. Поэтому у нас просто нет ни права, ни возможности к чему бы то ни было относиться попустительски. Чтобы наша страна развивалась, а благосостояние людей росло, выполнение предусмотренных Директивой № 11 мер просто необходимо.
СКАЗАНО
Президент Беларуси Александр Лукашенко:— Если мы хотим иметь эффективное государство, то начинать надо с оптимизации управленческих процессов, тотальной дебюрократизации и железной исполнительской дисциплины. В конечном счете от этого зависит доверие народа. Все, что мы обещали людям вместе с вами в предвыборную кампанию, мы обязательно должны реализовать. И мы это сделаем.
На заседании Президиума Всебелорусского народного собрания, 11 февраля 2025 года