Из четвёртого ряда смотрела на Брежнева

Жительница деревни Рудное Мария Дмитриевна Реут – замечательная рассказчица. В прошлом сельчанка – передовая доярка и бригадир. Да ещё какая! На профессиональном поприще добилась таких успехов, что до Москвы доехала. Сама себя бывшая труженица называет не только животноводом, но и вечным депутатом. Как только начала добиваться серьёзных производственных показателей, так и стали её продвигать по общественной линии. Скромную и простую женщину из глубинки выбрали депутатом сельского Совета, потом – районного. Далее вышла Мария Дмитриевна на областной уровень, и здесь сумела проявить себя. Избрали в итоге в Верховный Совет БССР. А потом и вовсе судьба подарила уникальную возможность увидеть своими глазами всё союзное руководство во главе с генеральным секретарём ЦК КПСС Леонидом Брежневым.

Мария Дмитриевна Реут разменяла девятый десяток. Всю жизнь прожила в родном селе и стала человеком известным и уважаемым.

 

– Самое запоминающееся – это участие в партийном съезде в Москве, – говорит бывшая передовая труженица. – Представляете, какие эмоции я испытывала. Оказалась среди нескольких тысяч делегатов со всего огромного Союза. Там ведь были лучшие люди страны. Я сидела в четвёртом ряду, так что дорогого Леонида Ильича и видела, и слышала прекрасно. Как и его соратников – членов Политбюро. Даже выступать мне предлагали. Но кое-как сумела отказаться. Решила, что не справлюсь с волнением.
По словам Марии Дмитриевны, ей тогда бросилось в глаза, сколь пожилые люди стояли у руководства огромной страны. Подумалось довольно ещё молодой доярке: как же они управляются с делами, если речи читают по бумажке и не очень выразительно?.. Но это так – сиюминутные мысли. А в целом всесоюзный съезд компартии – событие по тем временам первостепенной важности. Проходил он не один день. И решения принимались судьбоносные. Чести принять уча-стие в таком мероприятии удостаивались люди заслуженные. Так что наша землячка была в числе избранных.
Жизнь не щадила её, приготовила немало испытаний. Успехи в труде, заслуженные слава и почёт чередовались с личными трагедиями. Один из сыновей скончался в 22 года. Служил срочную в ракетных войсках, сильно подорвал здоровье. Так и не успел парень пожить… Второй сын попал в Афганистан. Война сделала своё чёрное дело.
– Прислал письмо, что якобы в командировке, просил приехать по возможности, – вспоминает Мария Дмитриевна. – Я через весь Союз отправилась в Узбекистан. В нескольких километрах от границы с Афганистаном, в небольшом райцентре, в госпитале нашла своего сына. Какая там командировка… Находился на лечении, почку повредил. Потом её вовсе отняли. Прожил на белом свете лишь 38 лет. Двое детей остались расти без отца. Вскоре, так сложилось, и невестки не стало. Пришлось внучек поднимать. Хозяин мой тоже не долго пожил. Так что одна осталась. Как только сил хватило тогда мне…
Приказала себе держаться. И держалась. Ударно трудилась на ферме, держала хозяйство, всю душу отдавала внучкам. Вот он – образец сильной женщины, способной преодолеть любые невзгоды. Потому, наверное, и заметили её, избрали депутатом. Хоть за плечами у доярки было лишь школьное образование, она всегда отличалась умом и сообразительностью. Сама непростая жизнь многому её научила. Прежде всего тому, что результата добиваются упорством. На ферме она не номер отбывала, а стремилась стать лучшей. Потом назначили бригадиром. Ответственность возросла. Стала Мария Дмитриевна за собой людей вести. Побеждали в соцсоревнованиях, ударниками пятилеток становились. И долгое время ферма в Рудном не сбавляла оборотов. Не скупились и партия и правительство на награды.
– Не раз меня вызывали в Витебск по приятному поводу, – делится пенсионерка. – Ордена «Знак Почёта», Октябрьской революции вручали. Были и другие награды. Каждая церемония надолго запоминалась. Много хороших слов в свой адрес слышала. Тогда труд наш ценился. С орденоносных, конечно, потом и спрашивали по-особому. Став кавалером, ты должен был являть собой образец для остальных. Тебя всегда приводили в пример. И это обязывало ко многому.
Бывшая животновод не идеализирует то время. Говорит, что и при советской вла-сти хватало всякого. Например, в период позднего застоя всё больше стало так называемой уравниловки. Любая доярка знала, что свой минимум она получит при любых обстоятельствах. Вроде как и напрягаться не нужно. Это негативно повлияло на мотивацию многих тружеников. А если кто-то начинал работать спустя рукава, общие показатели по ферме падали. Потом и вовсе пришла перестройка. Веры в светлое будущее становилось всё меньше. А куда ж без веры?.. Ведь именно она заставляла людей добиваться высоких результатов и раз за разом преумножать достижения.

Находясь на заслуженном отдыхе, Мария Дмитриевна много размышляет над тем, как трудилась сама и как трудятся нынешние животноводы. Различий, конечно, много. Условия изменились кардинально. Нынче в силу прогресса труд доярок значительно облегчён. Хотя лёгким его, конечно же, не назовёшь. Роль человеческого фактора по-прежнему определяющая. Результатов во все времена добивались ответственные и преданные делу работники. И это аксиома.

Юрий АЛЕКСАНДРОВИЧ.

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *