При эксплуатации грузоподъёмных кранов…

В последнее время на предприятиях и в организациях Республики Беларусь участились происшествия при эксплуатации грузоподъёмных кранов. Первый квартал 2015-го  отмечен происшествиями – 1 несчастный случай с тяжёлым исходом и 2 инцидента (аналогичный период прошлого года – 1 несчастный случай).

В каждом конкретном случае имеет место нарушение правил техники безопасности и охраны труда.

В июле 2014-го при укладке работниками ООО «Биоком Технология» дорожных плит для устройства временных проездов на объекте  произошло опрокидывание автокрана «КС- 55713-1К-3», принадлежащего предприятию. Причины инцидента: самовольная установка крана с нарушением требований проекта производства работ, работа крана с втянутыми выносными опорами без переключения ограничителя нагрузки крана в положение, соответствующее режиму работы, невыполнение должностным лицом, ответственным за безопасное производство работ кранами, обязанностей по организации ведения работ кранами в соответствии с технологическими регламентами.

В августе того же года при производстве работ по складированию готовой продукции в цехе комплектации завода крупнопанельного домостроения №1   ОАО «МАПИД» ГПО «Минскстрой» краем панели, перемещаемой башенным краном  «КБ-406.МА», смертельно травмирован стропальщик. В момент происшествия потерпевший находился между перемещаемым грузом и стеллажом для складирования железобетонных изделий. Несчастный случай стал следствием нарушения машинистом инструкции для машинистов (крановщиков) башенных кранов. При опускании груза необходимо было убедиться в отсутствии человека между грузом и стеллажом. Одной из причин трагедии является грубое нарушение потерпевшим инструкции по охране труда.

Несколькими днями позже при выполнении работ по демонтажу здания с использованием гусеничного крана, принадлежавшего Могилёвскому филиалу №80 ОАО «Белорусское управление механизации», было деформировано стреловое оборудование данного устройства. Производились работы с нарушением проекта. Допущены к работам были лица, не прошедшие обучение по профессии «стропальщик».

Тяжелую травму при разгрузке автомобиля в сентябре получил монтажник наружных трубопроводов на производственной базе г. Минска. При подъёме металлического постамента с помощью стрелового самоходного крана произошло смещение груза. Ноги пострадавшего оказались защемлены между бортом кузова автомобиля и поднимаемым постаментом. Случившееся – следствие ряда нарушений: допуска к производству работ лица, не прошедшего обучение по профессии стропальщика, отсутствие должностного лица, ответственного за безопасное производство работ кранами, игнорирование машинистом крана требований инструкции для машиниста крана автомобильного, допуск к строповке груза лица, не имеющего удостоверения стропальщика.

В ноябре тяжело травмирован разнорабочий на строительном объекте «Маяк Минска. Строительство жилого дома №24 по генплану». При перемещении башенным краном станции прогрева бетона произошло самопроизвольное опускание крюковой подвески крана вместе в грузом. Технической причиной несчастного случая явилось усталостное разрушение выходного вала редуктора грузовой лебёдки. Кроме того, стропальщик и должностное лицо, ответственное за безопасное производство работ краном, нарушили требования охраны труда.

Статистику аварийности и травматизма в 2015-м пополнили  ОАО «Мозырский НПЗ», где тяжело травмирован монтажник строительных конструкций филиала «Передвижная механизированная колонна №17» ОАО «Полесьежилстрой» (г. Брест). Произошло опрокидывание автокрана «КС-55727-7» ОАО «Союзпроммонтаж»(г. Гродно),  зафиксировано запрокидывание гуська и стрелы при перемещении стрелы крана на находящуюся в непосредственной близости эстакаду строящегося объекта.

Анализ обстоятельств несчастных случаев и инцидентов показывает, что причины большинства чрезвычайных происшествий обусловлены человеческим фактором. Лишь немногое можно списать на  неудовлетворительное техническое состояние.

В целях профилактики и недопущения случаев травматизма и аварийности при эксплуатации грузоподъёмных кранов Госпромнадзор  предлагает обязать руководителей подведомственных предприятий организовать информирование в трудовых коллективах об обстоятельствах и причинах происшествий, проведение внеплановых инструктажей с машинистами кранов и стропальщиками, контроль за соблюдением требований  промышленной безопасности на потенциально опасных объектах с рассмотрением результатов на производственных совещаниях с участием представителей Госпромнадзора, обеспечить  разработку и наличие проектов производства работ, других технологических регламентов в местах производства работ кранами, неукоснительное соблюдение специалистами и персоналом требований должностных инструкций, проектов производства работ и других технологических регламентов при производстве работ кранами, проведение медицинского осмотра (освидетельствования) на предмет нахождения работников в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, постоянный контроль технического состояния грузоподъёмных кранов и содержание их в исправном состоянии, исключить нахождение людей в кузове или кабине автомашины, в полувагонах при подъёме и опускании грузов кранами, выполнение работ по строповке грузов персоналом, не имеющим соответствующей квалификации, нахождение работников, не имеющих прямого отношения к производству работ с использованием грузоподъёмных кранов, в опасной зоне работы кранов при выполнении строительно-монтажных и погрузочно-разгрузочных работ.

      По материалам управления надзора за безопасностью

подъёмных сооружений и аттракционов подготовила

Ирина ТОРБИНА. 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *