Праведная скорбь

Изображение 37997Изображение 37969
Многостарадальная Беларусь, первой принявшая на себя удар гитлеровских полчищ в июне 1941-го, спустя 75 … В лесах и сейчас встречаются одинокие могилы, где на плитах – имена всех членов семьи, стариков и младенцев. За время оккупации фашисты уничтожили 9 200 населённых пунктов, более 5000 – вместе с жителями. В Витебской области 24 деревни сжигались дважды, 83 – трижды, 22 – четыре раза и более.
Боль военного пепелища не понаслышке знакома жителям Чашниччины, трагические символы которой – Вишенки, Стайчевка, Краснолуки, Лукомль занесены в списки мемориального комплекса «Хатынь». В районе полностью или частично сожжены 187 населённых пунктов, в их числе 2 – на территории Иванского сельсовета: посёлок Беларусь и деревня Федьки.
Именно в Федьках в поминальную субботу накануне православной Троицы и 75-летия начала самой кровопролитной войны 20-го века вспомнили о трагических событиях оккупации. И не просто вспомнили – здесь увековечили память земляков, отдавших жизнь за свободу Родины и переживших страшное лихолетье на чашникской земле. В церемонии открытия памятного знака приняли участие руководство района и военного комиссариата Чашникского района, военный комиссар Витебской области полковник Игорь Феликсович Мартынов, заслуженный тренер СССР и БССР, начальник штаба белорусских орлят, сын полка, одиннадцатилетним закончивший воинский путь в Берлине, Василий Алексеевич Князев, заслуженный тренер Республики Беларусь Эдуард Тимофеевич Федько, воины 19 механизированной бригады, районный совет ветеранов, бывшие жители деревни Федьки, педагоги и ученики Иванской школы, тренеры и воспитанники Чашникской СДЮШОР, представители трудовых коллективов.
…Все мы родом из детства. У поколения Эдуарда Тимофеевича Федько оно – военное. Горе и лишения, которые довелось изведать в годы страшного лихолетья, нынешним мальчишкам и девчонкам даже представить трудно. Сегодня заслуженному тренеру – 78! Вдвое моложе был его отец – Тимофей Терентьевич Федько, когда ушёл сражаться с фашистами в девятый партизанский отряд бригады «Дубова».
Он погиб, когда до освобождения оставалось чуть больше двух месяцев. В один из апрельских дней по распоряжению командования партизанского отряда Тимофей Федько вместе с земляком Митрофаном Красником отправились в разведку в Медведск. Казалось, все меры предосторожности были соблюдены. Однако стычки с немецким патрулём избежать не удалось. С задания Тимофей Терентьевич не вернулся. В боях за освобождение Венгрии погиб уцелевший в схватке под Медведском Митрофан Красник. В деревню, где до войны насчитывалось 26 дворов, с войны не вернулось более 30 односельчан. Боль войны жила в каждой хате.
Переполнены ею были не только сердца взрослых. Война отняла детство у маленьких сельчан. В шесть лет Эдуард Федько потерял отца и пережил трагедию сожжения родной деревни. За связь жителей с партизанами фашисты трижды угрожали сжечь Федьки. А когда до освобождения оставались считанные недели, угрозу привели в исполнение. Случайность сберегла жизни жителям. О событиях той поры шестилетний свидетель вспоминает через 72 года.
— Жителей деревни, более 70 человек, выгнали на улицу. Женщины прижимали к себе ничего не понимавших, плачущих детей. Все были уверены: это конец! Людей гнали по направлению к кладбищу, а там уже установили пулемёт. И вдруг конвоиры изменили маршрут и повели нас через деревни Иванск, Медведск, Промыслы. Фашисты опасались, что дорога заминирована партизанами, потому решили прогнать по ней жителей Федек и лошадей с гребёнками. Страшный путь закончился у сарая, в который оккупанты предварительно запустили заражённых тифом блох. Там мы провели ночь. А утром, когда выпустили, увидели зловещее зарево. Это горели наши хаты…
Сестра Эдуарда Тимофеевича, Раиса Тимофеевна, которая тоже приехала из Минска в этот памятный день, появилась на свет в августе 1944-го. Ей не суждено было увидеть отца, но с лихвой досталось лишений послевоенных десятилетий. А всего в семье Федько было трое детей. Младший брат умер от голода в 1942-м.
Елизавета Дудко, Леонид Гончар, Василий Яцук, присутствовавшие на церемонии, — также бывшие жители Федек. Все они — послевоенные дети. Но в памяти каждого — такая же горькая семейная военная история.
И память объединяет.
Сегодня на карте района нет деревни с названием Федьки. Сохранилось лишь сельское кладбище, где в поминальные дни всегда многолюдно. Знак в память о сожжённой деревне установили прямо у ограды. Право открыть предоставили председателю Чашникского районного Совета депутатов Александру Дмитриевичу Косову и Эдуарду Тимофеевичу Федько. На территории района появился ещё один символ страданий, лишений и мужества народа в годину суровых испытаний.
Церемония включала возложение венков, освящение. Своё слово сказали военные. Выступая на митинге, глава райсовета подчеркнул: «Мероприятие является символом бескрайнего горя и вечной памяти о трагических событиях войны. Надеюсь, что данный памятный знак будет включён в туристические маршруты жителей и гостей нашего района, напоминая каждому о значении мира».

Ирина ТОРБИНА.

2 thoughts on “Праведная скорбь

  • 08.09.2016 в 09:13
    Permalink

    Хочу найти и связаться с Эдуардом Тимофеевичем. Вероятно он мой родственник. мой отец и мать были родом из этой деревни. Их дом сожгли. Отец Федько Серафим Андреевич служил в Дубовском партизанском отряде.

    Ответ
    • 12.09.2016 в 15:03
      Permalink

      Позвоните по номеру 4-11-03 (Ирина Фёдоровна). Это рабочий номер журналиста который писал эту статью.

      Ответ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *