С Донецкой области, укрывшихся от войны на Чашниччине

izobrazhenie-38850 izobrazhenie-38856

Наша газета уже рассказывала о супругах Виктории и Владимире Соловьевых  из Краматорска Донецкой области, укрывшихся от войны на Чашниччине. Первое время украинцы проживали в деревне Дворец у матери Владимира, перебравшейся с шахтёрской земли в родные места ещё в 90-е. Страшным сном казались тогда слова Виктории, вспоминавшей будни в родном городе, охваченном пламенем войны: «Мы боялись всего: есть, спать, просыпаться. Жили в подвалах. Каждый выход из укрытия мог стать последним. Постоянно слышали грохот канонады.  Жили впроголодь. Питались тем,  что подадут или достанется из российской «гуманитарки…» Для них это — пережитая явь.

Мы разговаривали с Викторией в доме её свекрови, имя которой тоже из военной хроники — Клавдии Шульженко, и было понятно: «пороховая быль» не скоро изгладится из памяти моих собеседников. Они радовались обретённой тишине и строили планы на будущее. Прошло два года.…

Найти Владимира, занятого на перевозке зерна в ОАО «Дворец труда -Агро», во время недавней командировки у нас не получилось. У водителя местного хозяйства — горячая пора. А с Викторией  встретились на территории мастерских. Доярка собиралась с коллегами на обеденную дойку в поле. Вопрос с трудоустройством в семье мигрантов решился почти сразу. Две пары трудолюбивых рук для сельхозпредприятия — на вес золота. За два года к ним присмотрелись, их оценили и расставаться не хотят. Недавно Соловьёвы справили новоселье, хозяйство купило им дом в Залесье. Теперь у украинцев не только работа, но и крыша над  головой.

Виктория с удовольствием показала нам  владения. Здесь уже всё обжито. Вместе с жильём досталась мебель. С остальным помогли односельчане, коллеги. Пошли навстречу местные продавцы: мигранты смогли в рассрочку приобрести бытовую технику. Во дворе —  «Жигули», ещё одна недавняя покупка Соловьёвых. «Теперь мы даже на колёсах, —  констатирует Виктория, — а ведь приехали — ни ложки, ни вилки…».  На усадьбе — сарай, баня, сад, словом, всё необходимое для жизни. Покидать гостеприимную землю украинцы не собираются. Мечтают о получении белорусского гражданства.

В августе прошлого года к дочери из Краматорска приехала  мать с супругом. С Валентиной Леонидовной Свинолобовой мы встретились на ферме в Паулье (она, как и дочь, работает дояркой.) Ей 56 лет, судьба много раз испытывала женщину на прочность, но все испытания она прошла достойно. Не сломала  и война, вспыхнувшая в Донбассе.

Продавец по профессии, полжизни отдавшая прилавку, 15 лет назад, после смерти первого мужа, вынуждена была осваивать строительное ремесло. Вместе с детьми сумела организовать семейный бизнес. Работали достаточно успешно, а тут загрохотало…. От жилья в Краматорске ничего не осталось. Подалась со вторым супругом в Москву. Работу нашли в Подмосковье. Но пробыли там недолго — дочь звала в Беларусь.

Когда Вика сказала директору о том, что к ней собирается приехать мама,  которая хотела бы работать в хозяйстве, Семен Прохорович Кузьмин, разумеется, поинтересовался возрастом претендентки в рабочие сельхозпредприятия. Узнав, несколько засомневался. Рабочие руки, конечно, нужны, но годы есть годы.

А «возрастная горожанка» не подвела. «Поначалу, — рассказывает Валентина Леонидовна, — и на ферме ко мне присматривались.  Я, например, до сих пор не отвыкла ходить с макияжем. Считаю, ферма ли, магазин, стройка — женщина должна оставаться женщиной. Хоть вставать приходится в четыре утра, пока не приведу себя в порядок, к другим обязанностям не приступаю».

Ремесло доярки освоила. Поначалу было тяжело. Но сумела преодолеть барьер. Сегодня Валентина Леонидовна надаивает на своей ферме больше всех.

Руководство оценило заслуги мигрантов из Краматорска. Для Валентины Леонидовны и её супруга, который работает пастухом в хозяйстве, тоже купили дом. Преуспевшие некогда в строительном ремесле уже многое переделали на свой лад. Жильё постепенно обустраивается.  В планах переселенцев на следующий год  — поехать куда-то на отдых. Их вполне устроила бы белорусская здравница.

О войне краматорские белорусы стараются не вспоминать. Впрочем, забыть совсем  — не получается. От родственников, оставшихся на родине, приходят нерадостные вести…

Ирина ТОРБИНА.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *