Обращаясь в комиссию по трудовым спорам

На каждом предприятии должна быть создана комиссия по трудовым спорам. Обязанность данной структуры — рассмотрение индивидуальных споров между работником (членом профсоюза) и нанимателем. Данное положение определено статьёй 233 Трудового кодекса Республики Беларусь. Более подробно о целях, механизме деятельности и пользе вышеупомянутой комиссии в беседе со специалистом управления по труду, занятости и социальной защите райисполкома Людмилой Александровной Радашкевич.
— Как понимать: комиссия по трудовым спорам? Расскажите, пожалуйста, чем она должна заниматься?
— Главная задача комиссии по трудовым спорам — в досудебном порядке разрешить трудовой спор или конфликт. Она является обязательным первичным органом по рассмотрению споров по вопросам применения законодательства о труде, коллективного договора и соглашения. Зачастую одна из сторон конфликта по той или иной причине может неправильно оценивать происходящее в сфере правоотношений. Цель комиссии — вывести сторону из заблуждения на этапе зарождения трудового спора. Должна заметить, что эффективность КТС напрямую зависит от профессионализма её участников.
— Какие принципы лежат в основе создания данной структуры и как она работает?
— Комиссия создаётся на паритетных началах, то есть из равного числа представителей профсоюза и нанимателя сроком на один год. Как правило, в неё входит по три человека от каждой из сторон. Полномочия подтверждаются доверенностями. Возглавляет орган председатель. Помогает ему секретарь. Они подписывают протокол заседания. Обязанности председателя и секретаря поочерёдно выполняют представители обеих сторон. Решение комиссии должно быть мотивированным и основанным на нормах прав. Оно имеет обязательную силу как для нанимателя, так и для работников. Споры рассматриваются на заседаниях с обязательным присутствием на них обратившегося работника. КТС вправе вызывать свидетелей, приглашать специалистов, представителей профсоюзов. Комиссия имеет право потребовать у нанимателя необходимые документы и расчёты.
— Каков порядок обращения и рассмотрения обращений в КТС?
— Обращаться в комиссию по трудовым спорам работнику следует в трёхмесячный срок с того дня, как он узнал о нарушении своего права. После подачи заявления комиссия обязана рассмотреть трудовой спор в 10-дневный срок. Представители профсоюза могут помочь написать заявление, участвовать вместе с работником в его рассмотрении непосредственно на заседаниях, контролировать исполнение принятого решения. Принимать меры к недопущению нарушения прав работника. Решение комиссии наниматель обязан исполнить в трёхдневный срок по истечении срока на обжалование (10 дней).
— Что ещё отнесено в законодательстве к компетенции КТС?
— К компетенции КТС отнесены также некоторые споры, определённые статьёй 236 Трудового кодекса Республики Беларусь. Например, вопросы оплаты труда, выплаты компенсаций, премий, предоставления гарантий, отпусков. Выдачи средств индивидуальной защиты, дисциплинарных взысканий, материальной ответственности и другие. Указанный в законодательстве перечень не является исчерпывающим. Вместе с тем следует отметить, что КТС не вправе рассматривать индивидуальные трудовые споры о восстановлении на работе независимо от оснований прекращения трудового договора (контракта), о возмещении причинённого работником материального ущерба, отказ нанимателя в составлении акта о несчастном случае или несогласии с ним. Разрешение данных споров относится к компетенции суда.

Интервью провела  Ирина ТОРБИНА.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *