Знать, чтобы помнить

Чашники, как и многие другие города Беларуси пережили трагедию еврейского геноцида. Сейчас события страшных сороковых кажутся нереальными.

А между тем происходило это в реальное время с реальными людьми. О том, как всё было, рассказали учащимся СШ №4 райцентра на мероприятии «Час воспоминаний святыни Чашникской земли», что прошло в Чашникской детской библиотеке имени Я. Журбы.
Вначале ребятам продемонстрировали видеофильм «Еврейский вопрос», который показал зверства фашистов во время Великой Отечественной войны. Затем мальчишки и девчонки услышали записи воспоминаний очевидцев, уроженцев Чашниччины.
Вот как об этом рассказывала Мария Красник: «Немцы сразу выделили среди других все дома евреев. Взрослому населению запрещалось общаться между собой, необходимо было носить жёлтые повязки на рукавах. Кроме этого, полицаи заставляли их выполнять тяжёлую работу, издевались, избивали…
В феврале 1941 года в район прибыл отряд карателей. Евреев начали сгонять силой в Дом культуры, а тех, кто сопротивлялся – расстреливали. Ночь люди провели в холодном помещении, утром первая партия проследовала по городу. Дети плакали, взрослые шли молча, опустив головы. С отчаянием и болью всматривалась в толпу, видела там лица моих школьных товарищей и одноклассников. В первых рядах прошла со своей семьёй отличница Соня Якерсон. Папа, мама, Соня и её тётя шли, обнявшись, молча. Замыкала колону моя подруга Соня Генкина. Она вела под руку отца – известного в Чашниках портного. Невыносимо страшно и больно было смотреть на лица знакомых людей.
Толпа скрылась за рекой, и послышались выстрелы.
Свидетели говорили, что расправа происходила на Слободском поле возле заснеженного карьера. С помощью взрывчатки его расширяли. Людей останавливали возле него, приказывали снимать верхнюю одежду и ложиться. Так их и расстреливали. Тех, кто не подчинялся, убивали, а затем сбрасывали.
В тот день через Чашники проследовали три большие группы. В карьере на Слободском поле были расстреляны не только евреи, но и белорусы, русские».
Из воспоминаний Бориса Ефимовича Плавника, уроженца Чашниччины:
«Фашисты лютовали. Малейшие подозрения в связи с партизанами – сразу расстрел. Издевались, а потом расстреляли Васю Плюта – комсомольца и вожатого молодёжи. Не пожалели даже душевно больного Митьку из Митьковцов. Его убили, потому что он сказал следующие слова: «Вернутся ещё наши». Что касается евреев, то их убивали только за национальную принадлежность.
Немцы отдали приказ собрать всех трудоспособных мужчин-евреев для работы. Потом их повели в сторону Заречной Слободы. Когда они зашли на мост, по ним начали стрелять. Послышались жуткие крики, стоны. Речка была замёрзшая. Раненые бросались вниз, чтобы уменьшить свои мучения. А убийцы смотрели на это и смеялись…».
Люди разных национальностей нашли своё последнее пристанище на высокой возвышенности. Если бы каждого похоронили отдельно, то не хватило бы всего Слободского поля.
Памятник с надписью «На гэтым месцы 12 лютага 1942 г. нямецка-фашысцкімі захопнікамі расстраляна 1805 мірных жыхароў Чашнікаў» был установлен в начале 1970-х годов. Каждую по-следнюю субботу мая сюда приезжают родные почтить память погибших.
К святому месту не зарастает тропинка. Сюда приходят жители райцентра. Два года назад проведена закладка Аллеи памяти и скорби, которая обновляется ежегодно. В год 75-летия освобождения Беларуси от немецко-фашистских за-хватчиков обелиск на месте страшной трагедии напоминает поколениям, не видевшим войны, о том, какое счастье жить под мирным небом.
Именно поэтому завершилось мероприятие «Час воспоминаний святыни Чашникской земли» возле памятника. Ребята с особым трепетом возлагали цветы, в молчании слушали стихотворение Н. Гилевича «Любоў мая, гордасць і вера».
Стоя у памятника, по-другому воспринимаются события далёких сороковых, рассказы свидетелей трагических событий..

Наталья СТУКАЛОВА.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *