Служба экспертная

Прошло семь лет со дня образования Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь. О том, что удалось за эти годы экспертной службе сделать, нам рассказал начальник Лепельского межрайонного отдела Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь, который обслуживает территории Лепельского, Чашникского и Бешенковичского районов, подполковник юстиции Д. Н. Козлов.

– Денис Николаевич, будни судебных зкспертов – это
– … ежедневная кропотливая работа – экспертизы, осмотры мест происшествий, поиск и изъятие вещественных доказательств. От скрупулёзного труда работников зависит установление истины.
– Какие преступления чаще всего совершаются и как часто эксперты выезжают на осмотры мест происшествий?
– В 2020 году на территории обслуживаемых районов наблюдается снижение преступности как по направлениям деятельности всех служб, так и по линии уголовного розыска. Как показывает практика, по-прежнему в районе преобладают кражи. Чаще всего – хищения из дачных домов, подвалов и кражи велосипедов.
Эксперт обязательно участвует при осмотре места происшествия и в других процессуальных действиях, как только случается какое-либо происшествие. Специальные знания наших экспертов зачастую помогают по крупицам восстановить картину преступления. Ежегодно сотрудники отдела в Лепеле, Чашниках, Бешенковичах и Новолукомле участвуют в более чем 900 осмотрах мест происшествий.
Иногда злоумышленников удается установить по горячим следам. Так, в Лепеле в апреле этого года была совершена кража. При осмотре места происшествия государственным судебным экспертом на поверхности двери в торговом объекте были обнаружены и изъяты следы пальцев рук, в итоге удалось установить личность любителя поживиться чужим – уроженца г. Житковичи Гомельской области. Спустя несколько суток его задержали. И такие случаи в экспертной практике не редкость.
– Известно, что главным помощником эксперта на осмотре мест происшествий является криминалистический чемодан. Что там находится?
– Чемоданы предназначены для хранения и перемещения технических средств и предметов – от магнитных порошков и рулетки до высокоточных криминалистических приборов. При их помощи изымаются следы рук, обуви, транспортных средств, орудий взлома, запаха человека, микрообъекты. Все зависит от конкретной ситуации.
– С чем еще приходится работать экспертам?
– Любой предмет, изъятый с места происшествия и исследованный экспертами, может стать важным доказательством причастности к совершению преступления, будь то окурок, бутылка или что-то другое… В таких случаях в областном управлении специалисты при помощи современного оборудования смогут обнаружить и выделить ДНК на представленных предметах, а в дальнейшем возможно установить преступника. Даже по запаху можно идентифицировать злоумышленника. Такие исследования проводятся в центральном аппарате Госкомитета судебных экспертиз.
Часто нам приходится работать и со следами обуви.
Денис Николаевич, понятно, что в большинстве случаев инициаторами назначения экспертиз являются государственные организации. А граждане обращаются?
– Конечно, в таком случае мы проводим платные экспертизы. Достаточно востребован такой вид, как экспертиза родства или, другими словами, установление отцовства, в том числе на анонимной основе. Обращаются и для проведения судебно-психиатрических исследований по установлению сделкоспособности при оформлении завещания. Востребованы исследования маркировочных обозначений транспортных средств, автомобилей в части качества проведенного ремонта.
– Какие планы на ближайшее время?
– Если коротко, то совершенствовать работу экспертов на месте происшествия, качество проведения экспертиз. К слову, ежегодно специалистами Лепельского межрайонного отдела судебных экспертиз проводится более 800 экспертных исследований.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *