Мартынов: многие страны хотят жить по новым правилам

Некоторые события, к примеру, отказ Аргентины, Мексики и Бразилии обсуждать действия России в украинском конфликте, или встреча нашего министра транспорта и коммуникаций Алексея Авраменко с членом Коллегии (министром) по энергетике и инфраструктуре Евразийской экoномической комиссии Арзыбеком Кожошевым, дают основания предполагать, что в мировом масштабе центр тяжести смещается, и дряхлеющие гегемоны уходят на задворки истории.

Так ли это, разбираемся вместе с за­местителем председателя Постоянной комиссии по национальной безопас­ности Палаты представителей Нацио­нального собрания Республики Бела­русь Игорем Мартыновым.

ОДНОПОЛЯРНЫЙ МИР НЕВОЗ­МОЖЕН. На встрече в Америке 13 из 21 страны отказались осуждать дей­ствия российской стороны, а Аргенти­на, Бразилия и Мексика заявили, что ситуация в Украине не должна обсуждаться на конференции. И только Канада, Колум­бия, Эквадор и США выразили свое крайне негативное отношение к действиям россий­ских Вооруженных сил в Украине.

— Мы видим: тектонические сдвиги идут, однозначно происходит смещение центров силы. Эта тенденция наметилась уже после 2015 года и приобрела явно вы­раженный характер, — утверждает депутат. — Однополярный мир сегодня невозмо­жен. Но США и другие представители «зо­лотого миллиарда» не могут пока принять эту реальность. В случае с Украиной толь­ко около 40 стран из более чем 200 в мире поддерживают ее позицию. Около 70 одо­бряют россиян, а остальные придержива­ются нейтрального статуса. Это объяснимо: гиганты Европы и США владели многими колониями. Маленькие государства все еще подвержены влиянию глобалистов. Но те же крупные страны Южной Америки более самостоятельны, у них свыше 300 миллио­нов жителей, динамично развивается эко­номика.

Игорь Феликсович обращает внимание на поездки Сергея Лаврова по странам Аф­рики. К Лаврову на международных меро­приятиях выстраивается очередь, чтобы об­судить торгово-экономические отношения. Почему это происходит? Страны Африки и Южной Америки прекрасно помнят недав­нее прошлое, когда западники из них выса­сывали ресурсы, а Советский Союз помогал в медицине, образовании и других сферах. Мы помогали им экономически, чтобы они развивались. Сейчас эти страны рады тому, что происходит: можно глотнуть воздуха и освободиться от давления США.

А вот когда куда-то приезжает Байден, он не договаривается. Угрожает санкциями и другими мерами. Сейчас такое давление пытаются оказать и на Китай. Политика США – не про добрососедские отношения, а только давление со стороны однополярно­го мира. Это фактически его последние кон­вульсии.

РЫНКИ НЕ ОГРАНИЧЕНЫ ЕВРОПОЙ. Сегодня многие хотят вступить в ШОС. С нашей стороны есть заинтересованность в продаже удобрений. Мы входим в тройку крупнейших мировых производителей и подверглись санкциям.

— В Европе уже пошли разговоры об их прекращении, но нам это все меньше инте­ресно, — констатирует Игорь Мартынов. — Ведь есть Мексика, Бразилия и другие страны с огромным потенциалом и дина­мичным развитием сельского хозяйства. А также Китай и Индия. Есть рынки, куда мы можем поставлять и удобрения, и аграрную продукцию, ее экспорт в этом году должны нарастить на 7,8 миллиарда долларов. При этом по прогнозу — на 7 миллиардов. Это и БЕЛАЗы, и «Беларусы», которые нужны в Южной Америке, МАЗы и другая техника. Все страны-участницы имеют преференции на рынках этой организации. Упрощаются процедуры торговли.

А ведь есть еще ЕАЭС, БРИКС и другие объединения, каждое из которых со своим потенциалом. Их участники в состоянии развиваться самостоятельно. Может полу­читься так, что ЕС и США окажутся в изо­ляции. Мировые ресурсы в основном сейчас у «золотого миллиарда». Но у Европы нет своих полезных ископаемых, они полага­лись на российские ресурсы, напоминает депутат.

— Как человек военный, я бы сказал, что сейчас в мировой дипломатии ведется раз­ведывательная деятельность, — расставляет акценты он. — Поездки, встречи на различ­ных уровнях, договоренности о намерени­ях. Собирается материал, а по итогам будут приняты решения. Наш же Президент, как всегда, в стратегическом мышлении опере­жает западных политиков. Помните, в не­давнем интервью с журналистом «Франс- Пресс» он упомянул свою как бы «шальную мысль», если европейцы будут дружны с белорусами и россиянами: «Мы бы не вое­вали против кого бы то ни было. Огромные ресурсы, территория на востоке и высочай­шие технологии на западе у вас, у немцев и так далее. Вот где ваше счастье. Но вы не можете эту политику проводить».

Подготовила Галина ЖУКОВА