Кто виноват и что делать? Эксперты о том, чего в ближайшие месяцы ждать жителям Евросоюза

Ближайшую зиму Европа ждет с со­дроганием. Рекордная инфляция, то и дело пробивающая потолок цены на газ, ограничения для потребите­лей, которые еще год назад вряд ли могли бы уложиться в голове, — ви­нить в этом жителям ЕС стоит не Рос­сию, как об этом прямо заявляют за­падные политики, а исключительно руководителей собственных стран. В Нидерландах призывают людей сокращать время приема душа до пяти минут. Австрия бастует против цен в магазинах, немцы возмущены запредельными цифрами в жиров­ках. Украина наносит удар за ударом по собственной Запорожской АЭС, вынуждая перевести последнюю в «холодный режим», а параллельно мечтает о том, как будет продавать электроэнергию на Запад. Вместе с экспертами комментируем причины, рассказываем, как Запад пытается выпутаться из ситуации, и прогнози­руем дальнейшее развитие событий.

THANK YOU, USA! Мрачные про­гнозы действительно начинают оправдываться — и Европе за это стоит «поблагодарить» своих вроде бы ближайших союзников амери­канцев. Ситуация — патовая. Ин­формационное агентство Bloomberg даже саркастически обратило вни­мание на… дефицит туалетной бу­маги на полках магазинов в ЕС и ее стоимость, связав данный факт с ро­стом инфляции. Аналитики в ответ напоминают: это — цветочки, ведь к каждой европейской семье сейчас плавно подходит проблема голода. И причина вовсе не в слабости Ев­росоюза, а в том, что последние три десятка лет его страны предпочитали действовать не самостоятельно, а по указке Вашингтона и Лондона. А те­перь — после введения санкций про­тив России — вынуждены покупать энергоносители исключительно у британских и американских компа­ний. По завышенным и спекулятив­ным, ясное дело, ценам. «На некогда богатой Европе сейчас наживаются англосаксонские крупные корпора­ции!», — выносят вердикт эксперты. Скажем, депутат Палаты предста­вителей Национального собра­ния Сергей Клишевич обращает внимание: цены растут, а зарплаты — нет. Все это, по его словам, вызывает недовольство людей и определенное напряжение:

— Результаты энергетического кризиса проявятся ближе к зиме. Южным регионам в меньшей степе­ни требуется отопление, нежели Гер­мании, Польше и странам Балтии. В целом, по оценкам экспертов, стра­ны Европейского союза недополучат около 15 процентов электроэнергии.

Сейчас там пытаются найти какие-то абсурдные методы: призывают уте­пляться, экономить и так далее. Но эта политика способствует тому, что на улицы европейских государств выходят люди. В Чехии их число со­ставило 70 тысяч человек. Возмож­на подобная акция и в Германии. Владельцам предприятий уже невы­годно оплачивать отопление — они будут стараться загнать своих ра­ботников домой. Людей это бесит, они высказывают недовольство. Это может привести как к глубокому внутриполитическому кризису в Ев­ропейском союзе в целом, так и в не­которых европейских государствах в отдельности.

ПРОТЕСТНОЕ НАСТРОЕНИЕ. В частности, к протестам. Главное, что нужно понимать в сложившейся си­туации, это то, что люди не требуют от своих правительств поддержать Россию, они требуют заняться инте­ресами своих граждан. Как отмечает политолог Юрий Шевцов, демон­страции в Европе сейчас проходят под политическим требованием ней­тралитета в специальной военной операции, которая идет в Украине:

— Это требование позволит ев­ропейским странам выйти из укра­инского конфликта без потери лица. Скорее всего, в ближайшее время произойдет трансформация этого требования в нечто большее, чем просто демонстрации. Предполагаю, что после выборов в Италии именно эта страна начнет выводить ЕС из состояния скатывания к большому конфликту с Россией.

В связи с этим политолог привел показательный пример Венгрии, ко­торая выступила против санкций по энергоресурсам. По его словам, клю­чевое влияние на ЕС она оказывать не может в силу своих небольших территорий, однако важен сам факт подобного прецедента.

— На этом фоне политический вес руководства этого государства растет не только в самой стране, но и во всем ЕС, — дополняет политолога депутат Сергей Клишевич.

НЕРАЦИОНАЛЬНОЕ ЗЕРНО. Кри­зис в Европе — это, пожалуй, тот случай, когда популистские заявле­ния о «демократических ценностях», «желании помочь Украине в борьбе за мир» и «свержении режима Пу­тина» гораздо важнее, чем благосо­стояние собственных граждан. Как исправить ситуацию (читай, как раз­богатеть самому)? Похоже, страны Запада выбрали путь манипуляций и обмана. Конкретный пример. Объ­ем вывезенного в рамках зерновой сделки из Украины продовольствия, по данным ООН, составил около двух миллионов тонн. Так вот зерно идет вовсе не в развивающиеся страны, а в… Евросоюз.

— Для мировых трейдеров, спе­кулянтов, зерно является таким же рыночным, биржевым товаром, как, скажем, нефть и золото, — объясняет аналитик Белорусского институ­та стратегических исследований Алексей Авдонин. — Поэтому, если страны Запада поставляли в Украи­ну вооружение, оказывали ей на протяжении последних 30 лет очень сильную финансовую помощь, они это делали не просто так. Не потому, что очень сильно любят Украину и украинцев. Это простой математи­ческий расчет, ориентированный на высокую маржу. Так вот, в услови­ях кризиса и вероятности того, что Европа не сможет получить обрат­но свои деньги, они договорились о подобной сделке, бартере. Смани­пулировали, что это надо бедным и голодающим странам Африки, а в действительности вся эта череда ко­раблей поплыла в первую очередь на трейдерские площадки, направилась в те страны, которые готовы запла­тить за зерно больше. Понятно, что это только бизнес, ничего личного…

ТРЕВОЖНЫЙ ЗВОНОК. Но имен­но в Европейский союз, который многим до сих пор кажется сытым и процветающим, нынче из Украины стремятся беженцы. Европа стонет, Европа не выдерживает. Генераль­ный секретарь Белорусского Красного Креста Дмитрий Шев­цов приводит показательные циф­ры: только в Польше нынче находит­ся около 4,5 миллиона мигрантов из Украины при ее населении примерно в 50 миллионов человек.

— Это практически десять про­центов населения, и эти граждане экстренно — здесь и сейчас — нужда­ются в гуманитарной помощи. А это колоссальные деньги. Разместить, накормить, обеспечить нуждающих­ся медицинской помощью, средства­ми реабилитации, оказать психоло­гическую поддержку… Все цепляет одно за одно. Вспомните, когда наш Президент посещал ТЛЦ под Гродно, он озвучил, что затраты государства на тот момент составляли более 10 миллионов рублей. Хотя в Белару­си в то время находилось 3,5 тысячи мигрантов…

Следует учитывать и экономиче­ский кризис в европейских странах. Дело идет к холоду и зиме — это достаточно тревожный звоночек для мигрантов. Наступит тот кри­тический момент, когда к оказанию помощи нужно будет относиться со­всем по-другому. И страны физиче­ски, даже при всем желании, такое количество мигрантов переварить не смогут.