Кто и зачем подталкивает Украину к эскалации конфликта с Россией

Бойцы ЧВК «Вагнер» взяли Соледар, один из ключевых городов на пути осво­бождения Донбасса, и успешно продви­гаются к Бахмуту. В немецком Рамштай­не высокопоставленные чиновники стран НАТО схлестнулись в вопросе выделения военной помощи Украине. Балабол Арестович подал в отставку из за того, что в кои-то веки сказал правду о работе украинской ПВО, а в крушении вертолета под Киевом погибло руковод­ство МВД «незалежнай». Официальный Киев, вместо того, чтобы думать, как установить в своей стране мир, кажется, только и делает, что нагнетает, жертву­ет собственным суверенитетом и тыся­чами жизней в угоду геополитическим и бизнес интересам США и НАТО. Вести с украинского фронта комментируют эксперты.

ТАНКИ ГРЯЗИ НЕ БОЯТСЯ. Пожа­луй, вопрос номер один для Украины нынче — это чем воевать. Технику, в том числе тяжелое вооружение, Украина, как водится, клянчит у своих западных хозяев. Требует, причем всего самого современного и передового — одними «Химарсами», «Байрактарами» и «Джа­велинами» да старыми танками Т-72 Зе­ленского и его компанию теперь не за­добришь. Впрочем, пока одни страны и отдельные политики в других подобные ура-милитаристские настроения только поддерживают, другие осторожничают. Эксперты тому называют несколько причин. Боятся, что вооружение не смо­жет должным образом показать себя на поле боя, а то и вовсе будет захвачено российской армией — это раз. Понима­ние того, что увеличение ставок приве­дет не к миру, а к дальнейшей эскалации — это два. Да и сами государства прежде всего должны думать о собственной безопасности, а не об украинских хо­телках…

— Сейчас Украина оружия требует все больше и больше, — отмечает по­литолог Алексей Беляев. — Но если раньше они делали вид, что оружие им нужно оборонительное, то сейчас речь зашла о танках. А это явно наступатель­ное вооружение. Украина не скрывает, что она готовится к серьезным боевым действиям, которые в первую очередь связаны с активностью и наступлением. Танки они бы и готовы взять любые, но страна уже получила достаточно боль­шое их число — более 350. Различной модификации старой советской тех­ники, которая стояла на вооружении в Польше и Чехии. Понятно, что технику давали по принципу «на тебе, боже, что нам негоже». Сейчас же Украина требу­ет современные немецкие «Леопарды». Почему именно их? Во-первых, такой техники в Европе достаточно много. Их не надо перебрасывать, как те же аме­риканские «Абрамсы», из-за океана, — свою роль играют издержки на логисти­ку, транспортные расходы и так далее. Польша, у которой около 250 подобных машин на своем вооружении, получила их уже давно, поэтому страна предлага­ла сделать следующий «финт ушами»: передать старые «Леопарды» Украине взамен на получение от Германии но­вых. Точно на такое же была согласна и Чехия. Весь вопрос адресован в сторону Германии, ведь передача производимых ими танков третьими странами возмож­на только с согласия самой Германии. Именно поэтому Германии выкручива­ли руки.

Некоторые депутаты, впрочем, пря­мо напомнили немецкому руководству, чем в сороковых им аукнулось, когда немецкие танки воевали в Украине про­тив России (читай, СССР). Голос разума восторжествовал, и Германия пока дей­ствительно пошла в отказ. Алексей Бе­ляев объясняет почему:

— Нужно понимать, что там есть разные политические силы, у которых диаметрально противоположная по­зиция по поводу поставок вооружений Украине.

Социал-демократическая партия Германии, представителем которой является Шольц, занимает сегодня сдержанную и умеренную позицию, не стремится к эскалации. Они не могут за­явить напрямую, что танки не дадут ни­когда и ни при каких обстоятельствах, но все понимают, что есть определенная зависимость Германии от России, в том числе есть определенные политические связи. Ведь что такое передача танков Украине? Это эскалация. И такой шаг будет воспринят крайне негативно, как вызов, сигнал о том, что Германия всту­пает в войну.

БЫСТРАЯ ДОРОГА ДОМОЙ. Вто­рой нюанс — кто будет воевать. Потери Украины огромны. По данным немец­кой разведки, просочившимся в печать, ВСУ только в боях за Бахмут ежеднев­но теряют трехзначное число солдат. И это, напомним, не единственное направ­ление. Новый виток набирает и мобили­зация. Военное руководство «незалеж­ной» получило задачу сформировать резервы. Мало того, взяться собираются и за военнообязанных украинских муж­чин, спешно выехавших с начала СВО за рубеж. Вести их воинский учет будут ди­пломатические ведомства, они же долж­ны способствовать возвращению таких граждан в страну. И это к вопросу о том, чем может Запад действительно помочь Украине.

— Страну покинуло несколько мил­лионов украинцев, из них уехало около двух миллионов мужиков, которые, по сути, сбежали от мобилизации, — на­поминает председатель правления РГОО «Белорусское общество «Зна­ние» Вадим Гигин. — То, что их каким- то образом нужно призывать, говорят и киевские власти, и польские генералы. Одно дело — украинские женщины, дети. Но когда европейцы, которые помогают украинцам, видят мужиков, которые все ходят и требуют себе по­собий и особого внимания… Требовать, во-первых, уже трудно. Жители стран ЕС дают отпор обнаглевшим. С другой стороны, это полностью подрывает всю риторику Запада. Мол, если они гово­рят, что весь украинский народ как один противостоит России, то почему не на фронте вот они?

ЛЕНД-ЛИЗ В ОБМЕН НА СУВЕРЕ­НИТЕТ. Подобные телодвижения За­пада в сторону Украины, впрочем, для страны не больше, чем медвежья услуга. Выгодополучатели давно известны. Во что благодаря подобной «помощи» пре­вратилась страна, тоже вполне понят­но. Директор Центра по проблемам европейской интеграции политолог Юрий Шевцов настаивает: это госу­дарство независимым теперь назвать тяжело.

— Оружие у них извне, да еще и в долг. Все остальное — тоже извне, — констатирует он. — Экономика почти не работает. Энергетика…

Украина — это государство, которое находится на содержании Запада. Им в своем сегодняшнем эмоциональном со­стоянии кажется, что все это нормально, что они защищают Запад, но ведь им в любом случае за все это придется рас­плачиваться. Бесплатно им никто ниче­го не дает. Эмоциональное ослепление от потока ленд-лиза, от того, что идет с Запада, затмевает главное: страна по­теряла возможность самостоятельного развития, причем надолго. Теперь эта проблема нескольких поколений впе­ред.

СКАЗАНО

Президент Беларуси Александр Лукашенко:

— Сегодня безопасность для нас, не только для России, еще важнее. Вы знаете замыслы наших западных соседей. Не только Украины. Они пытаются и Украину использовать против Беларуси. Но что меня пора­жает и приятно удивляет — Украина пока держится. Она на провокации против Беларуси не идет. Хотя ее ак­тивно подталкивают наши западные соседи.

На встрече с министром иностранных дел России Сергеем Лавровым

19 января 2023 года.