В 2021-2022 учебном году учреждениями образования Чашникского района разработано 35 образовательных маршрутов

Только с января по ноябрь прошлого года более 3400 учащихся школ района побывали на различного рода экскурсиях. Это говорит о том, что на Чашниччине туризм с образовательной целью получил широкое распространение.

НЕ ПРОСТО ОТДОХНУТЬ. Путешествия всегда носили целевой характер. И если одни предпочитают отправиться в турпоездку куда-нибудь, где есть море и отель с системой «все включено», то другим ин­тересно повысить уровень IQ, получив во время путешествия новые знания.

— Образовательное направ­ление сегодня выделяют в от­дельный вид туризма, — объ­ясняет заведующий сектором спорта и туризма Чашникского райисполкома Андрей Саве­льев. — Главной целью таких поездок становится получение новых знаний, профессиональ­ная подготовка. Не секрет, что сейчас все чаще люди выбира­ют именно такие путешествия, которые позволяют совместить отдых, к примеру, с изучением языка или какого-либо специ­ального предмета.

Международные эксперты, анализируя статистику, гово­рят о том, что наиболее попу­лярными становятся учебные и ознакомительные поездки, научные стажировки в органи­зациях и на предприятиях, экс­курсионно-ознакомительные путешествия по различным городам, природным зонам и странам, участие в семинарах, конференциях, съездах, кон­грессах, творческих мастерских и мастер-классах, задача кото­рых — обмен опытом и полу­чение новой профессионально важной информации.

В Беларуси принимаются всесторонние меры по эффек­тивному развитию образо­вательного туризма. Мы не только учимся у других, но и обладаем хорошим потенциа­лом, который может заинтере­совать туристов.

ДНЕВНИКИ ПУТЕШЕ­СТВЕННИКОВ. А что инте­ресует жителей конкретного региона? Если говорить про Чашниччину, то здесь показа­тельна деятельность учрежде­ний образования. Для ребят организована туристско-экскур­сионная деятельность на пред­приятия, в организации, экскур­сии в рамках пилотного проекта. Школьники посещают музеи, объекты, внесенные в «Пере­чень экскурсионных объектов и туристических маршрутов, рекомендуемых для посещения обучающимися в рамках прове­дения учебных и факультатив­ных занятий, внеклассных ме­роприятий с учетом содержания учебных программ по учебным предметам». Таким образом в прошлом году состоялось более пятисот походов и экскурсий.

— Историко-культурный комплекс «Линия Сталина», Белорусский государственный музей истории Великой Оте­чественной войны, мемори­альный комплекс «Хатынь», национальный мемориальный комплекс «Храм-Памятник в честь Всех Святых и в память о жертвах, спасению Отечества нашего послуживших», мемо­риальный комплекс «Брестская крепость-герой» — вот далеко не полный список мест, где по­бывали наши школьники, — пе­речисляет методист отдела по образованию Юлия Банько. — Путешествуют ребята и по району. Например, для учащих­ся СШ №4 райцентра во время летних каникул организовали велопоход по маршруту Чаш­ники — Смольянцы – Лутик — Коптевичи – Чашники, экс­курсию в Чашникский истори­ческий музей. И таких приме­ров я могу назвать очень много.

Методист приводит ин­тересный факт: школьникам рекомендуют вести дневники путешественников, где они от­мечают посещенные объекты. Такую статистику ведут 227 юных жителей Чашниччины. Отчеты, а также фоторепорта­жи о том, какие новые марш­руты освоили мальчишки и девчонки, обязательно разме­щаются на сайтах учреждений образования.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ. Туристические поездки могут стать эффек­тивной формой обучения при освоении учащимися учебных программ по географии, био­логии, экологии, истории, ли­тературе и др. Двойную пользу они принесут, если путеше­ствовать по тем местам, где ро­дился и живешь, снова и снова открывая для себя малую ро­дину. К тому же экскурсии, по­сещение музеев и социокуль­турных учреждений играют важную роль в формировании уважительного отношения к наследию белорусского наро­да, уверены в отделе по обра­зованию.

В апреле 2022-го завер­шился районный конкурс ме­тодических разработок тури­стических и образовательных маршрутов «Край родной», посвященный Году историче­ской памяти. Главной целью, которую ставили организа­торы, стало создание базы образовательных, профори­ентационных, патриотиче­ских маршрутов для учащихся учреждений образования, а также систематизация экс­курсионных образовательных маршрутов для ребят по темам учебных программ, предметам и классам.

Стать участниками кон­курса предложили педагогам, ответственным за военно-па­триотическую, воспитатель­ную работу, учителям-пред­метникам, а также авторским группам педагогических ра­ботников. Материалы победи­телей и призеров включены в сборник методических разра­боток туристических и образо­вательных маршрутов «Край родной». Он в свою очередь направлен в учреждения об­разования для использования в работе.

История, выдающиеся зем­ляки, архитектура и этнос – образовательное направление туристической деятельности обещает много открытий и новые знания. А грамотно со­ставленный маршрут доставит истинное удовольствие путе­шественнику.

Галина ЖУКОВА