Только с января по ноябрь прошлого года более 3400 учащихся школ района побывали на различного рода экскурсиях. Это говорит о том, что на Чашниччине туризм с образовательной целью получил широкое распространение.
НЕ ПРОСТО ОТДОХНУТЬ. Путешествия всегда носили целевой характер. И если одни предпочитают отправиться в турпоездку куда-нибудь, где есть море и отель с системой «все включено», то другим интересно повысить уровень IQ, получив во время путешествия новые знания.
— Образовательное направление сегодня выделяют в отдельный вид туризма, — объясняет заведующий сектором спорта и туризма Чашникского райисполкома Андрей Савельев. — Главной целью таких поездок становится получение новых знаний, профессиональная подготовка. Не секрет, что сейчас все чаще люди выбирают именно такие путешествия, которые позволяют совместить отдых, к примеру, с изучением языка или какого-либо специального предмета.
Международные эксперты, анализируя статистику, говорят о том, что наиболее популярными становятся учебные и ознакомительные поездки, научные стажировки в организациях и на предприятиях, экскурсионно-ознакомительные путешествия по различным городам, природным зонам и странам, участие в семинарах, конференциях, съездах, конгрессах, творческих мастерских и мастер-классах, задача которых — обмен опытом и получение новой профессионально важной информации.
В Беларуси принимаются всесторонние меры по эффективному развитию образовательного туризма. Мы не только учимся у других, но и обладаем хорошим потенциалом, который может заинтересовать туристов.
ДНЕВНИКИ ПУТЕШЕСТВЕННИКОВ. А что интересует жителей конкретного региона? Если говорить про Чашниччину, то здесь показательна деятельность учреждений образования. Для ребят организована туристско-экскурсионная деятельность на предприятия, в организации, экскурсии в рамках пилотного проекта. Школьники посещают музеи, объекты, внесенные в «Перечень экскурсионных объектов и туристических маршрутов, рекомендуемых для посещения обучающимися в рамках проведения учебных и факультативных занятий, внеклассных мероприятий с учетом содержания учебных программ по учебным предметам». Таким образом в прошлом году состоялось более пятисот походов и экскурсий.
— Историко-культурный комплекс «Линия Сталина», Белорусский государственный музей истории Великой Отечественной войны, мемориальный комплекс «Хатынь», национальный мемориальный комплекс «Храм-Памятник в честь Всех Святых и в память о жертвах, спасению Отечества нашего послуживших», мемориальный комплекс «Брестская крепость-герой» — вот далеко не полный список мест, где побывали наши школьники, — перечисляет методист отдела по образованию Юлия Банько. — Путешествуют ребята и по району. Например, для учащихся СШ №4 райцентра во время летних каникул организовали велопоход по маршруту Чашники — Смольянцы – Лутик — Коптевичи – Чашники, экскурсию в Чашникский исторический музей. И таких примеров я могу назвать очень много.
Методист приводит интересный факт: школьникам рекомендуют вести дневники путешественников, где они отмечают посещенные объекты. Такую статистику ведут 227 юных жителей Чашниччины. Отчеты, а также фоторепортажи о том, какие новые маршруты освоили мальчишки и девчонки, обязательно размещаются на сайтах учреждений образования.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ. Туристические поездки могут стать эффективной формой обучения при освоении учащимися учебных программ по географии, биологии, экологии, истории, литературе и др. Двойную пользу они принесут, если путешествовать по тем местам, где родился и живешь, снова и снова открывая для себя малую родину. К тому же экскурсии, посещение музеев и социокультурных учреждений играют важную роль в формировании уважительного отношения к наследию белорусского народа, уверены в отделе по образованию.
В апреле 2022-го завершился районный конкурс методических разработок туристических и образовательных маршрутов «Край родной», посвященный Году исторической памяти. Главной целью, которую ставили организаторы, стало создание базы образовательных, профориентационных, патриотических маршрутов для учащихся учреждений образования, а также систематизация экскурсионных образовательных маршрутов для ребят по темам учебных программ, предметам и классам.
Стать участниками конкурса предложили педагогам, ответственным за военно-патриотическую, воспитательную работу, учителям-предметникам, а также авторским группам педагогических работников. Материалы победителей и призеров включены в сборник методических разработок туристических и образовательных маршрутов «Край родной». Он в свою очередь направлен в учреждения образования для использования в работе.
История, выдающиеся земляки, архитектура и этнос – образовательное направление туристической деятельности обещает много открытий и новые знания. А грамотно составленный маршрут доставит истинное удовольствие путешественнику.
Галина ЖУКОВА