Корреспондент районной газеты поговорил с бывшей узницей концлагеря Обердорф, расположенного на территории Германии

В свои 97 лет Надежда Сергеевна Зайцева отчетливо помнит искалеченную войной юность и годы, проведенные за колючей проволокой. Голод, холод, каторжная работа сутки напролет – именно такую жизнь планировали для советских людей нацисты.

Уроженка д. Дудары Крупско­го района, шестнадцатилет­няя Надя попала в концлагерь Обердорф, находящийся на территории Германии, в са­мом начале войны вместе с несколькими односельчанами.

– Определили нас работать на военный завод, где выпу­скали оружие, – вспоминает собеседница. – Были среди нас люди разных национально­стей, даже голландцы. Каждое изделие проверяли на качество, если что не так, исполнителя били плетью. Кормили скуд­но – миска баланды да хлеба краюха. Была со мной Лора из Хольневичей, так мы на двоих этот хлеб делили, чтобы про­держаться и не упасть от голо­да. Наказывали за малейшую провинность. Под конвоем на работу и с работы водили стро­ем, надевали кандалы. Но все равно мы считали, что нам по­везло, потому что мы живы. На войне это дело случая, судьбы, в любой момент можно погиб­нуть. Несмотря на то, что мы не находились на линии фрон­та, вероятность смерти каждый день была огромной.

Из-за тяжелых условий тру­да, отсутствия отдыха, плохого питания девушка однажды по­просту не смогла подняться, ноги не слушались. Нельзя было дать волю отчаянию и панике, да и помощи ждать не­откуда было. Правда, помогли другие заключенные, которые понимали, что промедление равносильно смерти, больной работнице пощады не будет. Они смогли подогреть воду и, подержав некоторое вре­мя ноги в ней, узница смогла подняться и пойти. До сих пор вспоминает Надежда Сергеев­на тот случай со слезами, ведь только участие оказавшихся рядом людей спасло ее от неми­нуемой гибели. Так вот судьба несколько раз уберегла ее, по­зволив дождаться окончания войны.

– Концлагерь наш освобо­дили французы. Трудно пере­дать чувства, когда мы верну­лись в родную сторонку, отбыв всю войну на чужбине за ко­лючей проволокой, – вспоми­нает бывшая узница. – Какое ж это счастье – жить под мир­ным небом, работать на своей земле, растить детей. Больше ничего и не надо.

Всю жизнь Надежда Сер­геевна отработала в сельском хозяйстве. С мужем Владими­ром Парфеновичем они родом из одной деревни, вместе вы­растили и воспитали пятерых детей. Супруг в годы войны воевал, имел награды, но вот уже несколько лет, как его нет рядом. Зато не оставляют дети, внуки, а это главное.

– Не хочется вспоминать годы войны, – говорит Надеж- да Сергеевна. – Такого было, что словами не передать, но ведь надо об этом рассказы­вать. Чтобы не забывало сегод­няшнее поколение, как важно сохранить мир и спокойствие на родной земле.

Наталия ШИРКО