Впечатлениями о поездке чашничан по Золотому кольцу России поделилась Мария Бердник

Какие чувства испытываешь, стоя перед фресками Андрея Рублева, как атеисты спасли монастырь, и за что в Дивеевской обители благодарны белорусским мастерам: о поездке чашничан по святым местам Золотого кольца России беседуем с прихожанкой храма Преображения Господня города Чашники Марией Бердник.

Неблизкий путь пришлось преодолеть нашим землякам: дорога в одну только сторону составила более 1100 киломе­тров, а все путешествие заня­ло пять суток. Первый пункт маршрута – свято-Троицкая Сергиева лавра в Московской области — сердце Русской Пра­вославной Церкви, одна из са­мых почитаемых святынь. Яр­ко-голубые и золотые купола видишь издалека, еще подъез­жая к монастырю, а находясь вблизи этого места, ощущаешь, по словам Марии Эдуардовны, его величие и благодать, при­общиться к которым приезжа­ют со всего мира.

Автобус подвез путников к воротам обители, как и плани­ровалось, ранним утром. Мо­настырь ежедневно принима­ет тысячи гостей, а потому при желании окунуться в молит­венную жизнь, приехать сто­ит пораньше, и ради участия в братском молебне подождать, пока в пять утра со скрипом отворятся тяжелые створки старинных ворот. С молебна у раки святого преподобного Сергия Радонежского, осно­вателя монастыря и великого молитвенника за Отчизну, в лавре начинается каждый но­вый день.

Из Посада паломники от­правились в Муром. Главной святыней этого города явля­ются мощи благоверных кня­зей Петра и Февронии, покро­вителей христианского брака и семьи. А еще Муром – это многочисленные храмы, назы­ваемые в народе поясом Пре­святой Богородицы на Оке, и четыре монастыря. В од­ном из них, Благовещенском мужском, паломники узнали необычайную историю спасе­ния обители в годы гонений на веру. В тридцатые, после закрытия, святыню ожидала участь многих других поруган­ных и разграбленных храмов, но у кого-то из местных вла­стей возникла мысль создать здесь музей научного атеизма. В итоге задумку так и не реа­лизовали, но именно благода­ря имевшимся планам сохра­нились в неприкосновенности древние монастырские релик­вии: фрески и иконы, многим из которых более пятисот лет.

Оставив Муром позади и проехав еще около 150 кило­метров, чашничане прибыли в Свято-Троицкий Серафи­мо-Дивеевский женский мо­настырь. «Дивное Дивеево» — так называют это место, которое поражает своей исто­рией, многочисленными чу­десами и красотой пейзажей и архитектуры. Считается, что стопы самой Богородицы касались этой земли. Мона­стырский комплекс включает девять церквей и четыре со­бора. Как рассказывает Мария Бердник, когда в 2012 году было начато строительство Благовещенского храма, в нем долгое время, по разным при­чинам, не удавалось выложить мозаикой своды нижнего при­дела. Помощь пришла от бе­лорусских мастеров, которые качественно выполнили все работы, за что им до сих пор благодарны в обители. По мнению священнослужителей, успешное завершение работы нашими земляками – свиде­тельство того, что на просто­рах Белой Руси в людях еще сохраняются подлинные вера и благочестие.

При отъезде из монастыря произошло то, что впечатлило путников. Прощаясь с обите­лью, принято читать акафист. В суете сборов наши земляки об этом забыли и спохвати­лись, лишь оказавшись в длин­ной пробке из отъезжающих паломнических автобусов. Когда же все положенные мо­литвы были совершены, затор незаметно растаял, а обратная дорога прошла без всяких за­труднений и задержек.

По пути домой поломни­ки посетили древний Влади­мир. Расположенный здесь Успенский собор XII века на сегодняшний день является единственным храмом, где сохранились подлинные, до­кументально подтвержденные фрески Андрея Рублёва. Нахо­дясь в храме перед грандиоз­ным иконостасом, сооружен­ным почти тысячелетие назад, испытываешь непередаваемые ощущения, прикасаясь взором к вечности, застывшей по воле таланта древних мастеров.

Люди приезжают в эти ме­ста из самых разных стран. В поездки приглашаются все желающие. Единственным условием путешествия явля­ется уважительное отноше­ние к вере. Моя собеседница рассказала, что большинство участвовавших в нынешнем паломничестве людей не от­носятся к числу постоянных прихожан храма. Кто-то ехал поклониться святым местам, а кто-то лишь посетить па­мятники истории и культу­ры. Но, как отмечает Мария Эдуардовна, даже внешне, по лицам людей, было замет­но влияние, которое святы­ни оказали на сердца и души участников путешествия. Ока­завшись рядом с мощами свя­того преподобного Серафима Саровского, пройдя вдоль Бо­городичной канавки, посетив святые источники, уже не по­лучится остаться прежним.

Андрей Шидловский