Звонить — нельзя, оставить — невозможно, или передовые технологии в современной школе

Крестики-нолики, морской бой, игры с мячом в школьном дворе — такими были перемены у советских учеников. Сегодняшние школьники об этих развлечениях знают только из рассказов старших. Современные учащиеся тоже играют, вернее «тонут» с первой секунды звонка в гаджетах. Какой уж тут отдых от науки, если даже во время перемены дети редко выходят из-за парт! Различные «стрелялки», гонки, социальные сети и так далее. Смартфоны стали любимыми игрушками нынешнего поколения.


Вот только педагоги бьют тревогу: мобильные телефоны отвлекают внимание класса на уроках, мешают учебному процессу. Например, во Франции с первого сентября прошлого года ученикам начальной и средних школ нельзя приносить в учебные заведения любые гаджеты, подключённые к интернету. Аналог французского закона общество требует ввести и в Германии. В Великобритании решение о запрете на смартфоны и прочие цифровые устройства в каждой школе принимают индивидуально. В мировом сообществе табу на гаджеты действует в Азербайджане, Греции, Таджикистане.

Дискуссия о целесообразности планшетов, смартфонов и прочего в школе между родителями и учителями в учреждениях образования ведётся уже не первый год. Например, в СШ №1 города энергетиков телефоны на уроках запрещены. Специальных ящиков для хранения нет — мобильники просто лежат в рюкзаках выключенными. Итак, попробуем разобраться: насколько необходимы передовые технологии нынешнему школьнику.

— 11 марта 2019 года министр образования подписал приказ № 156 «Об утверждении примерной инструкции об организации пропускного режима в учреждения общего среднего образования». Согласно документу во всех правилах трудового распорядка учреждений образования должны появиться пункты о правилах пользования мобильными телефонами. Как это будет осуществляться на местах, решат родители и администрация школ. Вопрос о том, что мобильники будут изыматься на входе в учреждение, районным отделом по образованию пока не рассматривается. Но позиция следующая: гаджеты не должны отвлекать детей на уроках. Пока в большинстве школ района ограничатся требованием во время урока отключить смартфоны и спрятать их в сумки. Исключения — экстренные случаи и необходимость использования телефона в учебном процессе с разрешения учителя, — пояснила начальник отдела по образованию Чашникского райисполкома Анна Дирко.

Анна Владимировна подчеркнула: подобные ограничения повысят успеваемость школьников, позволят сконцентрироваться на учебном материале. По её мнению, в учебном процессе главное то, как учитель преподаёт предмет. Ведь на интересных уроках школьникам не до гаджетов. А вот родителям нужно усвоить: ребёнок идёт в школу в первую очередь за знаниями.

Заместитель директора по учебной работе СШ №1 города энергетиков, педагог с 17-летним стажем, мама десятиклассницы Екатерина Казинец за использование передовых технологий в школе, но это не должно негативно сказываться на учебном процессе.
— У моей дочери нет дискомфорта из-за отсутствия на уроке смартфона. Ребята в нашей школе привыкли, что мобильники на занятиях запрещены. На переменах старшеклассников мы не ограничиваем в гаджетах, но предложили альтернативу — в нашем учреждении можно в перерывах между уроками поиграть в настольный теннис, шашки, шахматы. В младших классах за тем, чтобы дети использовали мобильники исключительно для звонков, следят классные руководители. Телефоны нужны в современном обществе. Просто многие стали забывать, что это в первую очередь средство связи, а не игрушка.
Учитель информатики СШ №2 г. Новолукомля Елена Мулярова придерживается мнения, что всё хорошо в меру:
— Современный мир невозможно представить без информационных технологий, и учитель должен умело использовать все новшества и изобретения в процессе обучения. В интернете существуют сайты, благодаря которым уроки можно сделать более интересными. На одних ученики принимают участие в онлайн-олимпиадах по различным предметам, устраняют пробелы в знаниях. На других готовятся к ЦТ и сдаче экзаменов. Если нужно найти какой-то занимательный факт по теме урока, посмотреть картину или послушать музыку — смартфон в помощь. В настоящее время мы с учащимися задействованы в республиканском экспериментальном проекте «Апробация языка программирования АPP Inventor на образовательном кружке по информатике». Так вот здесь-то мы и используем гаджеты по полной. В течение учебного года школьники будут разрабатывать мобильные приложения, начиная от логотипа и заканчивая программированием и отладкой их на мобильных устройствах. Я лично на своих уроках стараюсь комбинировать различные приёмы для усвоения материала, контролирую учащихся, чтобы применение телефона было разумным и шло на пользу.

А как считают сами школьники? После небольшого опроса учащихся выводы следующие — дети от запретов не в восторге. Кто-то, например, скачивает электронные книги в смартфон. Кто-то считает, что мобильник с интернетом — дополнительный источник знаний на уроках, а кто-то хочет постоянно находиться на связи с родителями. Но большинство ребят всё же признались, что рассматривают гаджеты как средство общения в соцсетях, и полдня без этого в школе, к сожалению, для многих мука.

Большинство же опрошенных родителей считают: спрятаться от прогресса невозможно.
Рано или поздно даже ребёнок, которого с раннего возраста ограничивали в гаджетах, станет владельцем смартфона. Нужно просто научить его разумно им пользоваться. И в этом школе должна помочь семья. Только во взаимодействии можно добиться успеха.

Варвара ЮРКЕВИЧ.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *