Ему было всего восемнадцать…

36.4.1

Июнь  —  пора выпускных экзаменов  и прощания со школой. Выпускники сорок первого года также радовались, мечтали, строили планы на будущее. Страшное известие о начале войны разбило мечты и круто изменило судьбы многих людей.    Восемнадцатилетний Парфен Аврамович Редьков, когда Германия напала на Советский  Союз, как и многие его ровестники, сдал экзамены и с нетерпением ожидал вручения аттестата. Но это волнительное событие состоялось лишь спустя годы. Директор школы отправился в районный отдел образования за документами, а вернулся со страшным известием. Юноша собирался поступать в лётное училище. Его  мечтам, как, впрочем, и мечтам выпускников того времени, не суждено было исполниться.

В июле 1944 года Парфен    призван Крупским РВК в армию. Первое задание стало настоящим боевым крещением. Стояли в дозоре. «Ни шагу назад!» —  таков приказ. Немец вычислил их расчёт и обстрелял из пулемёта. К счастью, все остались живы. Правда, П. А. Редьков получил контузию.

—  Всё рвалось вокруг, горела земля, воздух… —  вспоминает ветеран. Молодому, ещё неопытному бойцу казалось, что наступил конец света.

Не раз Парфену Аврамовичу доводилось смотреть смерти в лицо.

— Никогда не думал, что вернусь домой живым, — с улыбкой признаётся он спустя годы. Сейчас вспоминает, как однажды чудом остался жить. Его расчёт расположился на высоте.  Во время небольшого затишья один из фронтовых товарищей рисовал портрет П. А. Редькова. Немец бросил два снаряда – шесть человек убило, 9 ранило. Осколок угодил и в художника, сразив его насмерть. Нашему собеседнику повезло…

Правда, не всегда судьба была благосклонной к нему. Одна из атак противника закончилась для Парфена Аврамовича ранением. Очнулся в госпитале со сквозным пулевым ранением правой голени. Целый месяц провёл на больничной койке. После поправки попал в учебный батальон миномётной роты, который находился в Каунусе. Участвовал во взятии Кёнигсберга, в ожесточённых боях на Земландском полуострове.  Восточно —Прусская стратегическая операция продолжалась 103 дня и была самой длительной операцией последнего года войны. Советские войска понесли тяжёлые потери. Парфену Аврамовичу повезло пройти эти военные испытания и остаться живым.

После этого их армия была переброшена на Дальневосточный фронт. Известие о долгожданной Победе услышал в Свердловске. Парфен Аврамович признаётся, что испытал чувство радости и одновременно тревоги. Отправлялся на фронт, а дома остались молодая жена и сын. Он ничего не знал про их судьбу.

Указ о демобилизации был подписан спустя два года после окончания войны. Увидеть родное село и близких людей довелось только весной 1947-го.

Парфен Аврамович награждён орденами Красной звезды и Отечественной войны II степени, медалями «За отвагу», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне» , «За победу над Японией», «За взятие Кёнигсберга». Орден Красной звезды получил за спасение командира роты, который попал в окружение власовцев. И если бы не Парфен Аврамович, убили  бы его либо взяли в плен. Услышав слова: «Сержант, прикрой меня!», П. А. Редьков ринулся на помощь. Думать о собственной жизни было некогда.

Память ветерана хранит многие события Великой Отечественной. Забыть пережитое не получается. Мысли Парфена Аврамовича вновь и вновь возвращаются в то далёкое прошлое…

Наталья СТУКАЛОВА.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *