Лучшая защита — знание прав

Каждый из нас является потребителем: мы ежедневно заходим в магазины, чтобы купить необходимые товары.

В райисполкоме организована работа  уполномоченного по защите прав потребителей, по информированию граждан об их правах и путях их защиты, оказывается практическая помощь в разрешении конфликтных ситуаций. Об этом в нашей беседе с уполномоченным по защите прав потребителей Чашникского райисполкома И. С. Ворониной.

   – Инна Сергеевна, кто и каким образом может защитить нарушенные права потребителей  в нашем районе?   

–  В Республике Беларусь государственные органы осуществляют защиту прав потребителей в рамках своей компетенции. Координацию деятельности в данной области осуществляет Министерство торговли Республики Беларусь. В пределах района государственная защита прав потребителей и контроль  за соблюдением законодательства о защите прав потребителей осуществляется уполномоченными по защите прав потребителей районного исполнительного комитета. Постоянно оказывается консультативная помощь с целью повышения грамотности потребителей, рассматриваются обращения граждан, проводятся проверки (мониторинги) соблюдения законодательства, выдаются предписания об устранении нарушений, оказывается помощь в составлении исковых заявлений в суд.

  – Сейчас популярной стала такая форма торговли, как торговля по образцам с использованием сети интернет. Что должен знать потребитель, приобретая товар через интренет-магазин?

– Да, действительно, сейчас редко встретишь человека, который ни разу в жизни не приобретал товар в интернет-магазине. И это неудивительно, поскольку бесчисленное количество интернет-сайтов предлагают нам любой продукт и, как правило, дешевле, чем в магазинах. Однако желание сэкономить может обернуться неприятностями. Совершая покупку через интернет-магазин, покупатели не видят продавца и не знают, достоверные ли  выложены данные на сайте. Кроме того, дешевизна предлагаемых в интернете товаров зачастую связана с их нелегальным ввозом в страну, отсутствием документов, подтверждающих качество.

Потребитель должен знать, что в соответствии с требованиями действующего законодательства на главной странице сайта интернет-магазина в обязательном порядке должна быть размещена информация о наименовании организации, юридический адрес, УНП (для индивидуального предпринимателя – фамилия, имя, отчество, адрес, сведения о государственной регистрации и наименовании органа, осуществившего государственную регистрацию), режим работы магазина, дата регистрации интернет-магазина в Торговом реестре Республики Беларусь. При отсутствии всех вышеперечисленных данных  покупку в таком интернет-магазине лучше не совершать.

    – Инна Сергеевна, если товар в сети интернет уже заказан, на что необходимо обратить особое внимание при его доставке?

– Для начала сопоставьте информацию, размещенную на сайте, об интернет–магазине с информацией в документах на приобретенный товар (технический паспорт, гарантийные талоны), в которых в обязательном порядке должна быть отметка о продавце (наименование, контактный телефон, подпись продавца). Такие отметки, как имя и номер мобильного телефона на указанных документах при выявлении недостатков зачастую не дают возможность установить продавца.

Курьер в свою очередь должен передать товар, который полностью отвечает образцу или описанию, качество которого соответствует информации, представленной потребителю на сайте, а также информации, доведенной до его сведения при передаче товара. По требованию покупателя курьер должен ознакомить его с документами, удостоверяющими качество и безопасность товаров – сертификат качества, удостоверение о государственной гигиенической регламентации и др., выдать необходимые документы (технический паспорт, инструкцию по эксплуатации, гарантийный талон, содержащий отметку о дате продажи, сведения о продавце и сервисном центре, подпись продавца), провести  проверку качества товара, его комплектности,  выдать кассовый чек.

Покупатель удостоверяет прием товара подписью в сопроводительных документах продавца.

Если курьер торопится и отказывается продемонстрировать  товар либо вскрыть герметичную упаковку для осмотра товара или демонстрации его в действии, лучше откажитесь от принятия товара, отметив в сопроводительных документах на товар об отказе курьера в проведении проверки качества (внешнего осмотра, демонстрации работоспособности) товара.

Потребитель должен знать, что при приобретении товаров в интернет–магазине за покупателем сохраняются все права, гарантированные Законом Республики Беларусь “О защите прав потребителей”.

Наталья СТУКАЛОВА.

 

Поделиться в:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *