Categories: Новости

Защитник, труженик, орденоносец

Найдётся ли у кого-то из жителей Чашниччины более старая семейная реликвия, чем та, которая хранится в доме супругов Тамары Ильиничны и Андрея Сергеевича Радевичей из Рути? Оба они в этой деревне родились, выросли, связали свои судьбы и не заметили, как приблизилось 90-летие. А раритет – семейная фотография столетней давности. На ней – мама хозяйки – Анисья Степаненко, 1893 года рождения (в белой кофточке слева), ещё до замужества, со своей матерью и тётей. Тогда, в начале 20-го века, запечатлённые на снимке не предполагали, каким кровавым будет наступившее столетие, что придётся пережить потомкам. Наиболее трагическим, принёсшим невосполнимые жертвы, стал период фашистской оккупации. О том, что вынесло поколение, вступившее в смертельную схватку с врагом, свидетельствует биография непосредственного участника событий, кавалера орденов Отечественной войны второй степени и «Знак Почёта», участника Выставки достижений народного хозяйства в Москве, замечательного труженика и патриота Андрея Сергеевича Радевича.
…Тот первый страшный день войны 22 июня 1941-го семнадцатилетний паренёк из Рути встретил в Минске. Вместе с земляками работник местной железнодорожной службы был командирован на посадку зелёной зоны вдоль столичной линии. В 8.30 немцы начали бомбить город. Растерянные, поникшие, не в силах что-либо изменить, они стояли и смотрели на горящие крыши. Все без слов понимали: начинается новая жизнь, полная тревог, опасностей, бед.
Нерадостным было возвращение домой. Не слышно стало весёлых сельских посиделок под гармонь. В домах и на улице господствовало тягостное молчание, изредка нарушаемое кудахтаньем кур да мычанием коров. В потухших глазах сельчан читался один вопрос: что же с нами теперь будет?
Появившиеся оккупанты рутянских не особенно беспокоили. Гарнизон находился рядом, в Тяпино, оттуда иногда наезжали, но никого не трогали. Всё в одночасье изменилось летом 1943-го. На дороге между Рутью и Тяпино появились партизанские разведчики, сюда же вы-ехал немецкий караул. Встретились, завязалась перестрелка, были убиты двое немецких солдат. Партизаны на лошадях прискакали в Руть и велели всем жителям срочно уходить. Уже из леса сельчане наблюдали, как горят родные хаты. Деревня превратилась в пепелище. Осталось всего четыре дома…
Событие стало переломным для парней-односельчан. Наступил тот момент, когда они поняли: сидеть сложа руки невозможно. 4 августа 1943-го десять рутянских ребят стали партизанами бригады «Дубова», их зачислили в 4-й отряд, которым командовал Борис Павлович Звонов. Спустя 70 лет после Великой Победы из этой славной когорты в живых лишь мой собеседник – Андрей Сергеевич Радевич.
О трудных партизанских буднях он может рассказывать часами. Поначалу строили лагерь, блиндажи. Отряд стоял в Гадивле, вскоре пришлось держать оборону. В наступление немцы шли с танками. Спасали противотанковые траншеи, которые успели вырыть партизаны. Однако силы были неравными, поступил приказ отходить. Отступали в сторону Ушач. В Велевщине встретились с немцами. Оценив друг друга, противники разошлись без боя. Несколько дней пробыли в Валовой Горе, а затем снова предприняли наступление на Гадивлю. Удача отворачивалась – потеряли четырёх человек. Вынуждены снова вернуться в Валовую Гору, затем перебазировались в Ляховичи, а спустя какое-то время – в Зазерицу.
26-ю годовщину Октябрьской революции решено было отметить наступлением на Лепель. Конечно, сил для решительного боя не хватало. «Дразнились с неделю, – вспоминает мой собеседник, – помотали противника». Отошли в Торонковичи, а затем снова в Зазерицу. В Запружанах и Тяпино – немцы. На засады приходилось ходить каждый день.
Как раз перед Новым годом Андрей Радевич заболел тифом. Партизана переправляют в госпиталь, который располагался в деревне Гута на Ушаччине. Здесь он узнал о трагедии в Вишенках.
Когда выздоровел, отряд находился уже в Заборье. Перед отправкой ему вместе с другими бойцами предложили помыться в бане. Приятную процедуру завершить не удалось. В партизанскую зону ворвались немецкие бомбардировщики…
Вместе с проводником окольными дорогами добрались-таки до Заборья. Очень неспокойно было и там. Совсем скоро поступил приказ перейти в Амосовку. Пришли, переночевали. А едва забрезжил рассвет, объявили подъём и приказали уходить из деревни. Сюда направлялись немецкие самолёты. Первая же бомба угодила в штаб и забрала жизни четырёх молодых парней. Похоронив боевых товарищей, партизаны ушли на Палик. Предстояла длительная и суровая блокада.
Питались всем, что находили в болоте. Люди, похожие на теней, в изорванных одежде, обуви мечтали только об одном – побыстрее вырваться из этого ада. Но увидеть свободу довелось не каждому.
13 июня партизанам 4-го отряда поступил приказ идти на Прорыв. У деревни Маковье разделились. Пробиваться легче было маленькими группами. Та, в которой оказался Андрей Радевич, бродила по болоту с 13-го по 22 -е июня. Поскольку немцы повсюду искали партизан, оно казалось более надёжным убежищем, чем крестьянская хата в ближнем селе. Однако каратели добрались и сюда.
Заметив невдалеке идущих цепью фашистов, Андрей Радевич заполз под большую корчагу. Но перехитрить немцев не удалось, они проверяли мох штыками. Партизана вытащили и взяли в плен.
Сначала всех повезли в Плещеницы, затем в Лепель. По дороге конвоиры получили сообщение, что Лепель освобождён. Повернули на Борисов. Пленных везли по маршруту отступающей немецкой армии.
Первая остановка – польский лагерь у границы с Беларусью. Почти не кормили. На территории не было даже травы, к которой привыкли в болоте. Кругом – только песок. Однако вскоре переправили в Германию, работали на уборке картофеля у бауэра. Здесь русских мыли в бане, а перед тем взвешивали. Двадцатилетний Андрей Радевич весил 32 килограмма. Освобождён из неволи уроженец Чашниччины был уже в Руре. Свободу подарили американцы. Они на первых порах и откармливали совершенно истощённых славянских парней.
Затем распределитель, проверки и мобилизация в армию. Служба проходила в 109-м миномётном полку на территории Германии. В Руть вернулся только в 47-м. Не довелось увидеть живым отца, который умер в 45-м, не вернулся с фронта брат.
Раскисать и отдыхать было некогда. Предстояло жить, пахать, строить. Вся послевоенная биография Андрея Сергеевича складывалась в местном хозяйстве. Работал механизатором. «У нас не было понятия рабочий день закончился, – рассказывает ветеран, – надо было – и по ночам пахали, усталости, казалось, не знали, а отдых – только снился». Трудовые заслуги партизана отмечены орденом «Знак Почёта». Много хороших воспоминаний оставила поездка в Москву, на ВДНХ, куда направляло передовика местное хозяйство. Довелось в жизни поездить и посмотреть, однако лучше той земли, на которой родился, которую защищал и «полуживую вынянчил», так и не увидел.

Ирина ТОРБИНА.

editor

Share
Published by
editor

Recent Posts

Супруги Мурашко из райцентра накануне Дня семьи отметили свадебный юбилей

50 лет – золотая свадьба – одна из значимых дат в жизни каждой пары. Секрет…

15 часов ago

Пакет международных документов подписан по итогам переговоров Лукашенко и Алиева в Азербайджане

По итогам официальных переговоров Президента Беларуси Александра Лукашенко с Президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым подписан пакет…

16 часов ago

Поговорили с культработником Надеждой Крисенак, в этом году она занесена на районную Доску почета

Работник культуры – человек, который погружен в мир творчества, всегда в центре событий, идет в…

18 часов ago

Районный спортивно-культурный праздник 18 мая состоится в Новолукомле

Районный культурно-спортивный праздник, посвященный Дню работников физической культуры и спорта, состоится 18 мая 2024 года…

19 часов ago

Встреча Лукашенко и Алиева проходит во дворце Президента Азербайджана

Встреча Президента Беларуси Александра Лукашенко с Президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым проходит во дворце азербайджанского лидера…

20 часов ago

На заседании коллегии КГК Витебской дали оценку работы организаций, осуществляющих питание обучающихся

На заседании коллегии Комитета государственного контроля Витебской области дали комплексную оценку работы организаций, осуществляющих питание…

20 часов ago