Тропинка школьная моя

Изображение 36355
Судьба заслуженной учительницы БССР Лидии Ивановны Лузгиной тесно связана с родной Чашниччиной. Здесь появилась на свет в трудные тридцатые, здесь прошло военное детство, здесь закончила школу, сюда вернулась после учёбы в Пинском педучилище.
Жизнь девушки могла сложиться совсем по-иному. Брат Василий, в семье которого провела студенческие годы, всегда занимал высокие посты, дорос до министра и очень заботился о младшей сестре. Но в отличие от многих сверстников, стремящихся любой ценой уехать в город, она даже представить не могла, как будут обходиться без неё отец с матерью. «Так было предопределено, — улыбаясь, говорит моя собеседница, — ведь я последыш, двенадцатый ребёнок в семье, не могла оставить старых родителей».
С ранних лет маяком, помогающим найти верный путь в сложном бушующем мире, для неё была школа. Лидия Ивановна помнит, как после войны вместе с другими мальчишками и девчонками из своей Дримовщины шла учиться в Маринцы. Один букварь — на весь класс, вместо тетрадей — старые обои и газеты. Когда немного подросла, путь за знаниями стал ещё длиннее, ходить надо было уже в Гриньки. Весной и осенью шли по раскисшим от слякоти дорогам в худой одёжке и обуви, зимой проваливались по пояс в снегу, но тяга к науке не ослабевала, трудности только закаляли.
Вернувшись с дипломом учительницы в родные места, она сразу приняла предложение работать преподавателем начальных классов в Теребенской школе, которая находилась в 18 километрах от её дома. Детей и там в те годы было много. А вот ближайший магазин находился в Сенненском районе. Вместе с коллегой после первой зарплаты отправились в торговую точку, купили килограмм конфет и съели всё на обратной дороге. » С тех пор, — шутит моя собеседница, — обхожу кондитерские отделы стороной, сладкого мне не хочется…».
На следующий год молодому педагогу предоставили место работы в Лутике. Новая школа была на 6 километров ближе к дому. На заработанные деньги смогла приобрести велосипед и каждый день преодолевала почти 30 километров. Работалось легко. Учитель по призванию, она всегда быстро находила путь к сердцам
школьников. «Вот и теперь, когда живу на посёлке 1-е Мая, я не одинока, потому что здесь и поблизости, — рассказывает Лидия Ивановна, — много моих учеников из Лутика…»
Наиболее плодотворный период биографии старейшей учительницы — Маринская школа. Лидия Ивановна успела закончить педагогический институт им. М. Танка, преподавала русский язык и литературу. В течение 10 лет возглавляла педагогический коллектив. В конце 70-х Лидии Ивановне Лузгиной присвоили высокое звание «Заслуженный учитель БССР». Это награда, по мнению обладательницы, — всему послевоенному педагогическому поколению Чашниччины, на долю которого выпали тяжёлые испытания.
Такова жизнь, такова история образования Чашниччины начала 21-го века: в перечне учреждений образования района нет школ, базирующихся в Теребенях, Лутике, Маринцах. Но на родине, в разных регионах страны и за её пределами живут люди, чьи школьные годы чудесные промелькнули там. Рабочие и сельскохозяйственные труженики, инженеры и художники, военные и педагоги, они с благодарностью вспоминают своих учителей, обеспечивших их надёжным багажом для успешного старта. «Регулярно получать известия о том, что твои воспитанники в жизни состоялись — лучшая оценка педагогического труда», — считает Лидия Ивановна Лузгина.

Ирина ТОРБИНА.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *