30 лет спустя…

IMG_6790 IMG_6801

Чернобыль. Атомная электростанция. Мирный атом перестал быть мирным. С тех пор прошло три десятка лет. Много это или мало? Как сложились судьбы людей, побывавших там? Накануне мы встретились с ликвидаторами аварии на ЧАЭС.

Новолукомчане Николай Фёдорович Руслевич, Геннадий Васильевич Пшённый, Николай Николаевич Астапчик и Михаил Михайлович Пшонный поделились историей 30-летней давности.

Первыми, кто отправился в г. п. Брагин Гомельской области от пожарной части ВПЧ -16 по охране Лукомльской ГРЭС, были Геннадий Пшённый, Николай Руслевич и Николай Жевно. Они в тридцатикилометровой зоне от электростанции тушили пожары. Попав в третью смену ликвидаторов, мужчины находились на границе Беларуси и Украины с 1 по 18 июля. Уровень радиации не допускал большего времени пребывания. Жили в Брагине в школе, за 50 км ездили на работу.

Потом поехали туда Николай Астапчик и Владимир Филипов. Кроме всех перечисленных, в рядах ликвидаторов были Николай Садовский и Александр Евпак.

– Меня туда направили как заместителя начальника сводного отряда республики, – делится Михаил Михайлович Пшонный. – В обязанности входило день тушить пожары, на завтра – отдых и дезактивация, на третьи сутки объезжал отряды, которые стояли в трёх частях (в Брагине, Хойниках и Комарине), поднимал боевой дух личному составу. В моём подчинении было около сотни людей, с которых каждый день я снимал дозиметром показания облучения.

М. М. Пшонный был в приграничной зоне 30 дней, каждые 10 дней меняли форму, старую сжигали. Вспоминает, что обязательным было посещение бани на выезде после работы. В тридцати километрах нельзя было курить, что-то трогать, брать. Питьевую воду экипажи привозили только с собой.

Рассказывают, как хотели взять в часть черепаху из высушенного водоёма, приложили к ней дозиметр – зашкаливает, пришлось оставить.

Мужчины боролись с невидимым врагом, и в этом была вся сложность. Плюс ко всему в 1986 году было жаркое лето. Клевер в июле – в рост человека, на ветках вишни возле школы, где жили, красовались огромные яркие ягоды.

На вопрос «Были ли вы ещё там после 86-го?» мужчины сначала хором ответили: «А зачем?, а потом, подумав, добавили:

–  Хотелось бы проехать по тем местам, посмотреть. Понимаем, что там всё заросло, но всё же…

Михаил Михайлович Пшонный и Николай Фомич Садовский награждены нагрудными знаками «Лучший работник пожарной охраны СССР».

Сейчас мужчины находятся на заслуженном отдыхе, живут в Новолукомле. И не желают никому подобных командировок.

Екатерина БУРАК.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *