О травматизме при шиномонтаже

Изображение 38235
В течение 2012-2015 гг. Департаментом государственной инспекции Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь в адрес республиканских органов государственного управления, иных организаций, подчинённых правительству Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов направлено 6 информационных писем с предложениями по недопущению нарушений требований безопасности труда, влекущих несчастные случаи в подчинённых организациях.
Однако ситуация с производственным травматизмом при выполнении шиномонтажных работ остаётся напряжённой. В 2013-м при выполнении шиномонтажных работ (снятие, установка и подкачка колёс транспортных средств) 17 работников получили тяжёлые производственные травмы и 1 – погиб. В 2014-м зарегистрированы 8 несчастных случаев, в результате которых 8 работников получили тяжёлые производственные травмы и 3 – погибли. В 2015-м — 10 несчастных случаев, повлёкших тяжёлые производственные травмы 11 работников.
За 5 месяцев текущего года тяжёлые производственные травмы получили 6 работников
Анализ обстоятельств и причин произошедших несчастных случаев указывает на то, что со стороны нанимателей и работников не обеспечивалось соблюдение соответствия технологических процессов и производственного оборудования требованиям нормативных правовых актов.
12 июня 2016-го при снятии без предварительного выпуска воздуха из шины бездискового переднего левого колеса автомобиля “МАЗ” произошло его самопроизвольное разбортирование и срыв со ступицы, в результате чего тяжёлую травму получил слесарь по ремонту автомобилей ОАО “Гродноагроспецавтотранс” г. Гродно.
При аналогичных обстоятельствах 12-го февраля и 16-го марта произошли несчастные случаи с тяжёлыми травмами в СПК “Мостовчанка” Мостовского района Гродненской области и на Могилёвской базе (транспортной) РУП “Могилёвское отделение Белорусской железной дороги”.
Два несчастных случая произошли при накачке шин автомобилей “МАЗ” вне специально отведённых и оборудованных мест лицами, не имеющими соответствующей квалификации, не прошедшими обучение, инструктаж и проверку знаний по вопросам охраны труда. Пострадали водитель автомобиля СПК “Ошмянский рассвет” Ошмянского района Гродненской области и слесарь сельскохозяйственного унитарного предприятия “Золак-Агро” Светлогорского района Гомельской области.
Департамент неоднократно обращал внимание заинтересованных лиц на необходимость обязательного применения гибких удлинителей вентилей задних бездисковых колёс автомобилей семейства “МАЗ”. И вновь зарегистрирован несчастный случай при обслуживании шины заднего бездискового колеса автомобиля “МАЗ” с отсутствующим гибким удлинителем вентиля (Могилёвская база (транспортная) РУП “Могилёвское отделение Белорусской железной дороги”). Указанным устройством оборудуются не только современные автомобили, но и автомобили “МАЗ-5551” и “МАЗ-53371”, поставленные на производство в 1985-м и 1987-м годах.
Установлено, что при аварийном снижении давления воздуха в шине внутреннего колеса происходит поворачивание её относительно обода, что приводит к разрушению гибкого удлинителя вентиля, который следует заменить. А это зачастую не делают.
Для предотвращения травмирования работников необходимо обеспечить строгое выполнение требований охраны труда и не допускать установку внутренних задних колёс без гибкого удлинителя вентиля. Порядок монтажа и демонтажа шин изложен в главе 7 Технического кодекса установившейся практики “Автомобильные шины. Нормы и правила обслуживания ТКП 299-2011 (02190). Требования, безопасности работ по монтажу и демонтажу изложены также в руководстве по эксплуатации на автомобили “МАЗ” всех моделей.
В целях недопущения несчастных случаев при проведении шиномонтажных работ Департамент предлагает органам управления потребовать от руководителей подчинённых организаций, эксплуатирующих механические транспортные средства, провести внеплановый инструктаж с работниками, монтаж и демонтаж шин проводить только при помощи предназначенных для этого устройств, оборудования, приспособлений и инструмента, обеспечивающих безопасность работающих, не допускать выполнение шиномонтажа не имеющими соответствующей квалификации, не прошедшими обучения, проверку знаний и инструктаж по безопасному их выполнению, демонтаж с обода шин, находящихся под давлением, снятие колеса с разборными ободьями, когда шина находится под давлением, эксплуатации автомобилей с разрушенными гибкими удлинителями вентиля для накачки и выпуска воздуха из шин внутренних задних бездисковых колёс.

По материалам Департамента государственной инспекции Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь подготовила
Ирина ТОРБИНА.

Поделиться в:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *