О занятости населения Республики Беларусь

izobrazhenie-39432
С 23-го октября 2016-го вступает в силу новая редакция Закона «О занятости населения Республики Беларусь». Как изменения отразятся на работниках и нанимателях? Какая роль отводится службе занятости? На эти и другие вопросы отвечает заместитель начальника управления по труду, занятости и социальной защите Чашникского райисполкома Людмила Михайловна Головешко.
— Людмила Михайловна, в чём главный смысл нововведений?
— Новая статья в Законе чётко закрепляет обязанности граждан в области занятости населения. Установление обязанностей безработных позволит закрепить взаимоответственность службы занятости, нанимателей и граждан в решении вопросов трудоустройства. Кроме того, увяжет выполнение обязанностей безработного с его правом на получение различных социальных выплат (например, государственной адресной помощи, материальной помощи безработному и др.). Изменения и дополнения в Законе нацелены, с одной стороны, на создание условий для мотивации безработных к активному поиску работы и на повышение роли нанимателей на рынке труда, с другой — на усиление ответственности и тех, и других за соблюдение законодательства.
— Говорят о сокращении периода нахождения на учёте в качестве безработных…
— Да, действительно. Законом предусмотрено сокращение вдвое максимального периода нахождения на учёте в качестве безработных — с 36 до 18 календарных месяцев.
— А что касается защитных мер?
— Вот, например, для прекрасной половины. Женщины-матери, длительное время не работавшие в связи с уходом за ребёнком до 3-х лет, смогут участвовать в программе «Молодёжная практика» для закрепления трудовых навыков на практике. При этом нанимателям компенсируются затраты на оплату труда в пределах минимальной заработной платы. Мера будет способствовать повышению конкурентоспособности данной категории граждан на рынке труда. Ещё одна защитная мера касается профобучения работников, находящихся под угрозой увольнения. Если наниматель организует переобучение тех, кто оказался под угрозой увольнения, то может рассчитывать на полную или частичную компенсацию понесённых затрат.
— В новой редакции значительное место уделяется находящимся под угрозой увольнения.
— Да. Впервые законодательно определены категории работников, находящихся под угрозой увольнения. К ним относятся труженики, подлежащие увольнению в связи с ликвидацией организации, прекращением деятельности индивидуального предпринимателя, предупреждённые о сокращении численности или штата работников, находящиеся по инициативе нанимателя в вынужденном простое или в отпуске без сохранения (с частичным сохранением) зарплаты, трудящиеся в режиме неполного рабочего времени. Нанимателей обязали информировать орган по труду, занятости и социальной защите о предстоящем высвобождении работника не позже, чем за два месяца. Знание обстановки позволит заранее спрогнозировать, сколько потенциально нуждающихся в подборе места работы, и принять необходимые меры по скорейшему вовлечению их в трудовую деятельность.
— А что касается нововведений в отношении вакансий?
— Очень важно, что срок, обязывающий нанимателей письменно уведомлять органы по труду, занятости и социальной защите о наличии вакансий, сокращён с двух недель до пяти дней. Предполагается, что новация повысит эффективность вовлечения в трудовую деятельность незанятых граждан. Одновременно усилена административная ответственность нанимателей за нарушение законодательства. Нанимателям становится невыгодно «придерживать» сведения о вакансиях. Значит, возможности для трудоустройства безработных расширятся. Закреплена также обязанность нанимателей своевременно информировать о заполнении вакансий, ранее заявленных в службу занятости.

Интервью провела Ирина ТОРБИНА.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *