Черея ждёт исследователей и археологов
Роальд Леонидович Романов — учёный из Москвы, который провёл детство в Черее, продолжает открывать неизвестные страницы истории села. Новая его работа, подаренная местной библиотеке, «Почему Черейская летопись названа «Кенигсбергской» и забыт Аристотель Фиорованти как автор Троицкой церкви?».
Вопросы, волнующие краеведа, очерчены уже в самом названии. Вот кратко о том, что пытается обосновать Роальд Леонидович.
Существует Черейская летопись, написанная в Троицком монастыре. С ней познакомился Пётр Первый при посещении Череи в 1697 году! В официальных исторических источниках многие факты искажены. Например, академик Шахматов утверждает, что великий царь видел эту летопись в Кёнигсберге, где делался список. Отсюда — Кёнигсбергская летопись. Впрочем, так называть её стали не сразу. О месте создания Кёнигсбергской летописи историки спорят до сих пор. А Романов надеется убедить современников: «Не Москва и не Киев, а Черея около 862-го ( до Крещения Руси) была стольным градом Днепро-Двинско-Неманского Междуречья.
Роальд Леонидович в новом своём исследовании высказывает ещё одну интересную мысль. » Хождение за три моря» Афанасия Никитина могло также принадлежать Троицкому монастырю. В качестве аргумента учёный выдвигает тот факт, что книга издана на бумаге, которая производилась в то время в Черее. Никитин, как предполагает учёный, дошёл не до Смоленска, а до реки Друть. В Черейском Троицком монастыре дорабатывал свою книгу. По Друти он мог продлить свой поход к Черее, где тверского купца должны были знать многие братья по ремеслу. Кто-то из знакомых мог производить бумагу, использованную для завершения его записей о пятилетнем странствии.
Романов задаётся вопросом: «Почему в конце 19-го столетия был заполнен песком ктиторский склеп бесценного памятника зодчества эпохи Возрождения, созданного Аристотелем Фиорованти (Троицкая церковь)? Не побоялись ли идеологи той поры обнаружить в подполье храма прах униатов: митрополита всея Руси Мисаила, Аристотеля Фиорованти и его соратника Василия Ермолина, «поставлявшего книги за литовский рубеж».
Интересны предположения московского учёного об исчезновении Троицкой (черейской) иконы.
Заканчивает своё исследование Роальд Леонидович так: » Более столетия ожидает возрождения выдающееся творение гениального итальянца Аристотеля Фиорованти — Черейская Троицкая церковь; ожидает здесь археологов и действовавшее до марта 1942-го кожевенное производство на Лукомльской улице (изготовлявшее пергамен, а в средневековье, вероятно, бумагу с водяными знаками.); ожидает их оказавшееся в центре Череи (у нынешнего клуба еврейское кладбище дохристианского периода, католическое кладбище со склепом Милошей), ожидают и фундаменты замка Сапег… Ожидают». Хочется верить, что дождутся.
Ирина ТОРБИНА.