Осколок памяти

izobrazhenie-153 izobrazhenie-154

Через ад фашистского плена восемьдесят лет назад прошел Владимир Васильевич Улахович. Еще подростком  он попал в немецкий плен, где  провел восемь долгих месяцев. Сегодня  о том времени напоминает  лишь осколок скалы, который на всю жизнь остался на щеке…

Родился Владимир Васильевич  в  Антополье в январе 1928 года. «Семья коммунистов», — так называли Улаховичей местные жители, потому что глава семейства до войны работал начальником  районного земельного отдела. Владмир Васильевич рассказывает, что жил в постоянном страхе с того дня, как в родных местах  появились немцы. Улаховичей постоянно пугали казнью для устрашения всех, кто не хотел мириться с новой властью. Правда, в живых все же оставили. Но сожгли дом и скот.  Семья поселились в землянке.  Спасла их тогда от голода коза, которая чудом уцелела при пожаре. Ее спрятали в стоге сена на колхозном поле.

В октябре 1943 года власть в  Антополье перешла к партизанам бригады Гудкова.

15-летний Володя Улахович вместе с другом Павлом Низовцом вызвались помогать «гудковцам». Ребятам поручили — гнать самогон, который  использовался  в качестве спирта для обработки ран и дезинфекции. Его поставляли  в местные госпитали. Командовал мальчишками бывший  работник  спиртзавода. Поэтому самогоноварение в отряде было с соблюдением всех технологий, а главное — объемов  готовой продукции хватало для лечения раненых во всей округе.

За этим занятием друзья провели несколько месяцев  в партизанском отряде. Лишь однажды на 3 дня отпросились навестить родных. А когда вернулись, на месте боевых товарищей не застали. «Гудковцы» покинули лагерь.

В мае 1943 в Антополье вновь звучала немецкая речь. Вскоре по деревне пошли слухи, что всех трудоспособных  жителей  собираются увезти в Германию. Местная молодежь решила днем отсидеться в болоте, а ночью бежать. Но их  поймали и под конвоем погнали в Сенно. Там  соединили с пленниками из окрестных селений. 

Владимир Васильевич вспоминает, что в колонне, было около полторы тысячи  человек. Им запрещали разговаривать, сворачивать с пути. Кто падал или не мог идти,  расстреливали на месте. В Сенно пленных рассортировали. Тех, кто помоложе, направили на железнодорожную станцию в Богушевск. Среди них был и Володя  Улахович.

Там людей  разместили в  вагонах для перевозки скота. Спать приходилось по очереди. Кормили через день. В таких жутких условиях прошла неделя. В Польше узников вновь разделили по группам. Вместе  с земляками,  Николаем Тимоховичем, Борисом Зелепуго, Сергем Догелем,  Владимир Улахович попал  в немецкий город Зульцбах-Розенбург. Этот небольшой городок северо-восточной Баварии славился богатыми залежами железной руды. Там же во время войны находился и концентрационный лагерь смерти. Правда, ребята провели здесь всего несколько дней. Вскоре их отвезли на  местные железорудные шахты, где они в тяжелейших условиях проработали полгода.

— Откуда у меня тогда брались силы жить, даже не знаю… Мы трудились по 10 часов всего с тридцатиминутным перерывом. Сидеть запрещалось, поэтому отдыхали, облокотившись на лопату. Из еды  на сутки  — шесть штук варёного картофеля, 300 граммов  хлеба и миска баланды. Глубина шахты, куда мы спускались, где-то 300 метров. Поначалу уши закладывало, плохо себя чувствовал, а потом привык.  Но настоящий ужас начался в Херсбурге, — с дрожью в голосе рассказывает  бывший пленник.

В этот немецкий город  по непонятным причинам 20 человек из бригады направили однажды утром. И если на прежнем месте работы соблюдалась техника безопасности, то здесь каждый день погибали  десятки человек. Пленных избивали, запрещали разговаривать, практически не давали отдыхать. Только ночью они могли дать волю эмоциям. Мальчишки, несмотря ни на что, надеялись на лучшее. Мечтали, кем станут, когда закончится война, и они вернутся домой…

Пленных Херсбурга в апреле 1945 года освободили американские солдаты.  После долгих скитаний В. В. Улахович наконец вернулся домой. Большую часть жизни проработал в совхозе «Слидчаны». Начинал со счетовода. На заслуженный отдых ушел с должности председателя профсоюзного комитета хозяйства. Шестьдесят два года вместе с женой Зоей Ильиничной прожили душа в душу.

В родном Антополье построили дом, вырастили трех дочерей. Сейчас у них уже пять  внуков и шесть правнуков. События военных лет научили их многому. В первую очередь — ценить мир и каждый прожитый день …

Варвара ЮРКЕВИЧ.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *