Такая была война

Анне Ивановне Барсуковой недавно исполнилось девяносто три. Но, глядя на активную и жизнерадостную женщину, с трудом в это веришь. В огороде работает наравне с молодежью. Вяжет и шьет без очков. И хотя в жизни Анне Ивановне довелось испытать много бед, она всегда надеялась на лучшее. Главное, чтобы не было войны…
Родина А. И. Барсуковой — деревня Ермоловичи Белыничского района Могилевской области. Практически с первых дней Великой Отечественной этот населенный пункт был оккупирован немецкими войсками. В Ермоловичах находился лагерь военнопленных. Людей содержали за колючей проволокой под открытым небом. Здесь от солнца, холода и голода каждый день умирали десятки красноармейцев. Ермоловичский лагерь военнопленных существовал с конца июля до конца октября 1941 года.
— Помню, как немцы издевались над бойцами. Они бросали еду прямо в толпу. Голодные люди дрались между собой за кусок хлеба. Женщины из нашей и окрестных деревень помогали мужчинам, как могли. Они подбегали к ограждениям и перебрасывали через них свёртки и узелочки, в которых была еда. Поначалу немцы этому не препятствовали, но ближе к осени появились в лагерной охране полицаи. Я точно не знаю, были ли они местные или откуда-то их привезли. Они начали зверствовать — избивать женщин прикладами и палками. Принесённую еду вырывали из рук и втаптывали в грязь, — вспоминает Анна Ивановна.
Спасаясь от оккупантов, жители Ермолович покидали дома. Двадцатилетняя Анна с родителями и сестрами тоже перебралась к родственникам в соседнюю деревню Булыжины.
В 44-м, отступая под натиском советских войск и партизанских отрядов, фашисты в бессильной злобе уничтожали на своем пути города и села. На Могилевщине сожгли дотла сотни деревень. Среди них были и Ермоловичи.
— Мы с мамой и старшей сестрой решили посмотреть, что осталось от нашего дома. Пришли, поплакали на пожарище, а когда возвращались обратно, встретили немцев. Сестра пыталась сбежать, и ее застрелили. Я успела укрыться в небольшой роще. Видела, как маму уводили в сторону Ермолович. До сих пор не знаю, как она умерла и где похоронена, — со слезами на глазах продолжает разговор А. И. Барсукова.
Через несколько недель после этих трагических событий, 8 июня 1944 года, рано утром всех жителей Булыжин местные полицаи согнали на окраине деревни. Юношам и девушкам приказали построиться в колону. Их под дулами автоматов погнали в районный центр Белыничи. Там на железнодорожной станции посадили в вагоны для перевозки скота. Среди пленников была и Анна Барсукова.
Путь в чужую страну был долгим и изнурительным. Кормили несчастных людей раз в день баландой, которая слабо утоляла голод. Практически не давали пить. Санитарная остановка — раз в сутки. Примерно через неделю состав прибыл в Германию. Пленных рассортировали. Более слабых и больных отправили в лагерь. Остальных — на принудительные работы к местным бауэрам.
Анна Ивановна попала в дом к одной зажиточной крестьянке, у которой работала по хозяйству. Вставала в четыре утра. Ведь за день нужно было успеть накосить травы для семи коров, накормить десять свиней, выпасти уток, подоить коров. Уставшая, валилась спать поздно вечером. И так неделю за неделей, месяц за месяцем…
Только осенью сорок пятого А. С. Барсукова смогла вернуться на родину. Пережила послевоенный голод, разруху и нищету. Почти тридцать лег проработала в местном колхозе животноводом. С мужем Степаном Фомичом вырастили сына и дочь.
Сейчас Анна Ивановна живет в Новолукомле в частном доме вместе с сыном и невесткой. Помогает по хозяйству. Очень любит собирать грибы.
В канун праздника Великой Победы мы желаем Анне Ивановне Барсуковой мирного неба над головой.

Варвара ЮРКЕВИЧ.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *