Когда не хватает слёз…

На снимке: участница Великой Отечественной войны Пелагея Ивановна Тюхай жертвовала собой ради счастья будущих поколений. Забывать об этом нельзя.

Уроженке деревушки Горавки, что в десятке километров от Краснолук, Пелагее Тюхай было неполных семнадцать, когда началась Великая Отечественная. Девушка жила тогда с мамой, братом и сестрой. Отца схоронили ещё в 1936-м. Умер глава семейства от болезни. Пелагея окончила начальную школу в соседнем Заесье. Продолжила обучение в Краснолуках. У мамы вскоре начались проблемы со здоровьем. Пришлось дочке бросить учёбу. Помогала по хозяйству. Тяжкий труд познала с ранних лет. У неё и детства, считай, не было. Роковое лето 1941-го встретила не по годам взрослой.— Фашисты появились в селе нежданно-негаданно, — вспоминает спустя десятилетия 93-летняя Пелагея Ивановна. — Помню, как бегут девчата и кричат: «Немцы! Прячьтесь!». Мы со сверстницами и побежали в лес. Некоторое время домой не возвращались. Боялись, что в Германию угонят. Нам и еду в тайне приносили. Потом стало спокойнее. Вернулись в деревню. Немцы «квартировали» в Краснолуках. В Горавках бывали наездами.
Первые эпизоды войны. А сколько ещё было впереди тревожных дней и ночей! В семье Тюхай произошло немало трагических событий. Брат как ушёл в 41-м на фронт, так и пропал без вести. Пелагея в разгар войны вышла замуж. Избранником стал односельчанин Николай с такой же фамилией — Тюхай. Парень вскоре ушёл в партизаны. Пелагея очень сильно рисковала, когда согласилась стать связной у народных мстителей. Несколько раз пешком отправлялась в Борисов. Оттуда возвращалась с ценной информацией. Передавала её партизанам.
— Мы почти дождались освободителей, — не может сдержать слёз бабушка, вспоминая лето 1944-го. — Но случилась беда. Нас с мамой забрали. Меня гитлеровцы прямо с печи сняли. Били, пытали. Отвезли в Крупки, поместили в камеру, где уже были люди. Не знали, что с нами будет дальше. И вот приходит весть, что в Черее уже бои идут. Значит, наши на подходе. Немцы перед тем, как бежать, стали расстреливать пленных прямо в камерах. Мне удалось спастись — лишь в ногу ранило. А мамы не стало. Её убили у меня на глазах…
Как забудешь такое?.. Время хоть и лечит, но не все раны способно оно зарубцевать. Слава Богу, хоть мужа дождалась Пелагея. Николая призвали в армию после освобождения. Домой он вернулся только в 1949-м.
Построили супруги новый дом и стали обживаться. Навсегда они, не раз находившиеся на волосок от смерти, потерявшие многих родных и близких, уяснили: нет ничего дороже мирной жизни. Ей и дорожили.
Пелагея Ивановна — мать троих детей, бабушка и прабабушка. Много лет добросовестно трудилась в сельском хозяйстве. Так и живёт пенсионерка в родных Горавках. Несмотря на преклонный возраст, продолжает держать хозяйство, грядки сажает. Бабушке по дому помогает соцработник. Но многое она продолжает делать сама. Характер у сельчанки всегда был на зависть.

Юрий АЛЕКСАНДРОВИЧ.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *