Деревня восстала из пепла

Эдуард Федько: память должна жить.

Весной 1944-го немцы отступали. Чувствовали гитлеровцы, что вот-вот прогонят их с белорусской земли. Потому и зверели ещё больше. Жгли деревни, расправлялись с мирным населением. Во второй половине апреля жителей небольшой деревушки Федьки, что расположена недалеко от Иванска, согнали в Промыслы, стариков, женщин, детей в сарае заперли и оставили на ночь. А утром успевших в мыслях проститься с жизнью сельчан отпустили. Вернувшись в Федьки, застали люди лишь пепелища…
Уроженец деревни Эдуард Федько пережил эту трагедию ребёнком. Но в памяти сохранил каждый эпизод. Вот что происходило в последние недели перед освобождением на многострадальной нашей земле.
— Все дома сгорели, лишь одни головешки остались, — вздыхает Эдуард Тимофеевич, которому уже исполнилось 80 лет. — Пришлось строить землянки, шалаши. Мама принесла из леса несколько жердей, прислонила их под углом к обугленной печи и накрыла осокой. Получился как бы шалаш. В нём мы и жили некоторое время, пока наши не пришли. После освобождения района срубили нам небольшой домик. В нём, к слову, две семьи поселились. Помню, как сбили над Иванском немецкий самолёт. Когда он падал, из него выпал ящик с посудой. Я подобрал. В этом по очереди жители деревни и готовили пищу. Тогда ещё я и кожаную командирскую сумку нашёл. Из неё смастерил себе обувку — сандалеты на деревянной подошве.
Тяжкими выдались первые месяцы после освобождения. Ели щавель, копали прошлогоднюю картошку, пахали на себе. Но радовались, что уцелели. Хотелось жить. Не все односельчане пережили период оккупации, вернулись с фронта. Но Федьки наши всё же смогли восстать из пепла. После войны в деревне отстроили десяток хат. И ещё долгие годы здесь продолжалась жизнь…

Юрий АЛЕКСАНДРОВИЧ.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *