Страхи Панджшерского ущелья

Николай Багинский из Новолукомля в прошлом году отметил 60-летний юбилей. В жителе города энергетиков сложно разглядеть бывшего «афганца». Обычный с виду человек, интересный собеседник. И пошутить умеет, и на серьёзные темы готов порассуждать.
О том, что когда-то служил в Афганистане, без лишней причины не вспоминает. Он, прошедший через горнило войны, лучше любого знает, что раны эти не загоятся. Чем чаще возвращаешься в прошлое, тем больше они начинают кровоточить. Многое из памяти стёрлось. Но война до конца никогда не отпустит. До сих пор снятся воину-интернационалисту горы и кишлаки, боевые друзья, взрывы и стрельба. Два года пробыл Николай Дмитриевич в Афганистане. Разное там видал. Всего не расскажешь.
На свет появился в Ровенской области Украины. Биография у сельского паренька простая. Школа, затем ПТУ. До армии успел немного поработать слесарем-монтажником. Вскоре получил повестку. Срочную служил в Борисове. Здесь дислоцировалась 45-я танковая Ровенская дивизия. Украинских парней (к тому же с Ровенщины) постоянно сюда направляли. Николай Багинский в армии, что называется, прижился. Действительной службой решил не ограничиваться. Поступил в школу прапорщиков.
– Тогда как раз и вошёл ограниченный контингент в Афганистан, – вспоминает новолукомчанин. – Я и мои коллеги готовы были отправиться на войну. Помню, построили нас, спросили. Все как один изъявили желание исполнять интернациональный долг. Такое было воспитание.
На войну уроженец Ровенской области попал несколько позже. В мае 1983-го прапорщику поступило предложение, от которого не принято было отказываться. Николай Багинский отправился в далёкую и малоизвестную страну. Страшно ли было молодому парню? Скорее, интересно.
– Прибыл в распоряжение 180-го мотострелкового полка, – делится ветеран. – Дислоцировалось данное подразделение вблизи Кабула. Меня зачислили техником мотострелковой роты. Быстро понял, куда попал. Но старался не унывать.
Два года Николай колесил по пыльным афганским дорогам, пробирался через ущелья, преодолевал горные перевалы, заходил в кишлаки. Во многих боевых операциях довелось поучаствовать прапорщику. Достаточно сказать, что полгода провёл в знаменитом Панджшерском ущелье. Опаснее места в Афганистане в те годы сложно было отыскать. Душманы сражались яростно. Нападения на колонны были делом обыденным. Не раз доводилось принимать бой. Гибель товарищей, атмосфера страха и безызвестности – вот в чём суровая правда войны.
Ранения у воина всё же были. Но о них он рассказывать не любит. В 1985-м война для Николая Багинского закончилась. Вернулся в родную часть. Затем довелось служить в Боровке. После распада Союза старший прапорщик уволился из армии. С 1993-го стал человеком гражданским. Встретил будущую жену на Чашниччине. Так оказался в Новолукомле. Трудился в строительстве, сфере автосервиса, на различных производствах. Руки у воина-интернационалиста золотые. Об этом хорошо знают его родные и близкие, друзья, знакомые.
После Афганистана Николай изменился. Вернуться к мирной жизни после двух лет войны было непросто. Но он сумел взять себя в руки, перебороть страхи, которые занозой засели ещё там, в Панджшерском ущелье. Спустя годы перестал постоянно прислушиваться к чему-то, оглядываться по сторонам, вздрагивать. Мирная жизнь переборола привычки военных лет.
– На войне узнал, что такое настоящая дружба, – резюмирует «афганец». – Там особенно понимаешь, сколь важно, когда все вместе, друг за дружку. О наградах не думаешь. Нужно выполнить приказ и выжить. Хотелось домой. Рад, что вернулся цел и не вредим.
Николай Багинский награждён медалью «За отвагу». Это о многом говорит. Представляли и к ордену Красной Звезды. Но что-то там не срослось. Впрочем, воин-интернационалист на всё смотрит философски.

Юрий АЛЕКСАНДРОВИЧ.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *