Воспоминания очевидцев войны о геноциде

Генеральной прокуратурой Республики Беларусь возбуждено и расследуется дело о геноциде населения Беларуси в годы Великой Отечественной войны.
В связи с расследованием данного уголовного дела прокуратурой Чашникского района допрашиваются потерпевшие и свидетели по факту совершения нацистскими преступниками, их соучастниками в период Великой Отечественной войны и в послевоенный период на территории БССР геноцида. Всего на территории района проживают 18 узников.

Одна из очевидцев, 1933 года рождения, проживающая в г. Новолукомле, рассказывает, что является узником фашистских лагерей. Вспоминает, что проживала в Витебске, отец ушел на фронт. Сама не видела, была маленькая, но слышала, как на площади, где сейчас «Три штыка», расстреляли много евреев. Её мать в ноябре 1943 года в принудительном порядке была вывезена в Германию вместе с детьми. Проживали в конюшне за колючей проволокой, ели баланду. Когда брали у взрослых кровь, то кормили хорошо. В лагере было несколько тысяч людей. Мать работала на рытье окопов, заболела туберкулезом. Освобождены были в 1945 году и возвращены на Родину.

Другой несовершеннолетний узник фашистских лагерей, 1938 года рождения, проживающий в г. Новолукомле, вспоминает, как их с родной деревни вместе с другими жителями зимой пригнали под конвоем с собаками в Витебск. Далее — лагерь около города Лиозно, колючая проволока, бараки…

— Мать копала и чистила дороги. Кормили очень плохо: хлеб смешан с опилками, немного капусты. Спали на досках. Кровь брали и у меня, и у брата. Люди умирали, вместо них привозили других. Освободили в 1944 году.
Ещё одну несовершеннолетнюю узницу фашистских лагерей вместе с семьёй увезли в Германию, в город Мэппен, далее — Фюрстенберг.

— Жили в бараке, спали на двуярусных нарах. Лагерь был огорожен колючей проволокой. Людей было много, разных национальностей. У всех на шеи были бирки с номерами. Взрослые работали на болоте, добывали торф, там их и кормили. А нам два раза в день в основном давали перловый суп. Один из конвоиров был худой и очень злой. Он избивал плеткой людей за любое непослушание. Второй, плотного телосложения, говорил, что Гитлер заставляет их воевать. Одной из узниц, которая родила в бараке, принес пакет с детской одеждой и едой.
Помню, через колючую проволоку смотрели, как на другой стороне отдыхают хорошо одетые немецкие дети, они подбегали, плевали в нас, бросали землей.

Нас освободили американские солдаты, дали мешки с одеждой, накормили гречневой кашей с тушёнкой. Когда вернулись в деревню, то наш дом был сожжён немцами, поэтому первое время жили в землянке.
Война давно закончилась. А отголоски её и сегодня бередят раны. Вот такие изломанные войной человеческие судьбы. А сколько их ещё…

Ирина СОЛОВЬЁВА.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *