Благодарность Председателя Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь В. П. Андрейченко вручена Светлане Мининой

Во время торжественного мероприятия по случаю 30-летия Витебской областной организации Белорусского союза женщин  директору районного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации С. В. Мининой за многолетний добросовестный труд, образцовое выполнение служебных обязанностей была вручена Благодарность Председателя Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь В. П. Андрейченко.

Мы поговорили с ней о том, как правильно формировать взаимодействие с детьми с особенностями психофизического развития, об интеграции их в общество и многом другом.

— Светлана Владимировна, как на законодательном уровне проходит интеграция особенных детей в общество сверстников?

— Кодексом об образовании Республики Беларусь определено создание специальных условий для обучения детей с особенностями психофизического развития (ОПФР) и обязательное психолого-педагогическое их сопровождение в процессе обучения. Статьей 31 Закона Республики Беларусь о правах ребенка детям-инвалидам и детям с особенностями психофизического развития гарантирована бесплатная педагогическая, медицинская, социальная и психологическая помощь, выбор ими и их родителями (опекунами, попечителями) учреждения образования, формы и программы обучения. В 95% учреждений образования района функционируют либо специальные группы, либо группы или классы интегрированного обучения и воспитания.

— Как строится взаимодействие взрослых с детьми с ограниченными возможностями?

— Одна из центральных задач в работе учреждения образования по отношению к детям с ОПФР — формирование у педагогов, специалистов и родителей толерантности. Процесс формирования толерантного отношения участников образовательного процесса к детям с особыми нуждами должен осуществляться, с одной стороны, руководителем учреждения образования, а с другой — специалистами и педагогами. Усилия администрации и педагогического коллектива учреждения образования, осуществляющего интегрированное обучение, должны быть направлены на преодоление отрицательных социальных установок и стереотипов по отношению к детям с ОПФР как со стороны сверстников, так и со стороны родителей нормально развивающихся ребят.

— Какова роль психологической службы в осуществлении комфортного пребывания детей с ОПФР в учреждениях образования?

— Специалисты психологической службы учреждения работают в тесном взаимодействии с учителями, и именно им отводится важная роль в реализации работы по формированию толерантного отношения к детям с нарушениями в развитии. Основная цель совместной деятельности педагогов-предметников и педагогов-психологов — выявление, устранение и предотвращение дисбаланса между процессами обучения детей с ОПФР и их индивидуальными возможностями, создание для каждого учащегося благоприятной социально-психологической обстановки доверия и доброжелательности, снятие страха и неприятия учебной ситуации.

— На каких принципах основывается пребывание детей с особенностями психофизического развития в школьном коллективе?

— Взаимодействие детей разных категорий в одном коллективе обеспечивает огромное преимущество для всех. Дети-инвалиды пользуются всеми правами и свободами наравне со своими сверстниками. Недопустимо посягательство на достоинство личности, создание запугивающей, враждебной, оскорбительной или унизительной обстановки по отношению к ребенку-инвалиду или к ребенку с особенностями психофизического развития. Во всех действиях, предпринимаемых в их отношении, должны обеспечиваться в первую очередь их интересы.
— Спасибо, Светлана Владимировна, за беседу, надеемся, многие примут эту информацию к сведению, и она окажется полезной как для педагогов, так и для родителей.

Интервью провела Наталия ШИРКО.